Влияние на социализацию младших школьников учреждений образования
Социализацию детей младшего школьного возраста можно рассматривать как социально-психологическую адаптацию, которая проявляется на:
- внутриличностном, или собственно психологическом уровне: личностное и эмоциональное благополучие, представляющие «адаптационный потенциал» личности;
- поведенческом, или социальном уровне: автономность, уровень социальной активности, социализированности и воспитанности.
Как правило, дети младшего школьного возраста демонстрируют достаточно высокий уровень развития социальных качеств:
- они целеустремлены и ответственны;
- для них значимы оценка и похвала учителей и товарищей, большое значение имеют социальные достижения;
- дружат со сверстниками;
- они стараются помогать окружающим, делать добрые дела, защищать слабых и т. д.;
- умеют сопереживать и прощать.
В современной школе вопросы социализации детей младшего школьного возраста являются первостепенными, что связано с
- современной реформой образования,
- изменяющейся социальной ситуацией формирования ребенка,
- увеличением и усилением социально-педагогических проблем детей.
В соответствии с новыми подходами в образовании ее целью становится развитие личности.
Школа является вторым по значимости институтом социализации (после семьи) где ребенку передается вся система социальных требований.
Усвоение социального опыта формируется через привлечение детей в реальные отношения в микрогруппах, между собой и со взрослыми, со школой через средства массовой информации и природу.
Основными составляющими, соответствующими основным социальным функциям, являются:
- готовность к цивилизованным человеческим отношениям;
- готовность на безе общечеловеческих ценностей к отношениям в духовной сфере.
Основные условия и факторы социализации младшего школьника
К основным условиям эффективной социализации ребенка относятся:
- эмоционально-комфортная атмосфера в классе;
- психическое здоровье детей;
- благоприятные условия для социализации ребенка, обеспечения его психологического комфорта в коллективе;
- организация психолого-педагогического мониторинга показателей развития, здоровья и воспитания детей;
- тесное взаимодействие учителей и родителей;
- формирование партнерского сотрудничества, готовность работать в социально-ориентированном направлении.
Социализация ребенка начальной школы будет проходить более эффективно, если:
- Регулировать отношения взрослых и детей на основе гармонизации реальных и общечеловеческих ценностей.
- Обеспечить включенность детей в социально-значимые отношения.
- Соблюдать права ребенка на основе взаимосвязи детского самоуправления и педагогического управления.
Для эффективной социализации нужно обучать школьников вырабатывать готовность к определенным действиям в новых жизненных обстоятельствах.
Главный агент социализации ребенка в начальной школе – учитель. Его культура, личностные качества, черты характера, педагогические способности и отношение к детям могут оказать как положительное, так и отрицательное влияние на процессы социализации школьника.
Социально-педагогическая работа – это системная деятельность, основная функция которой заключается в помощи ребенку в установлении нормальных отношений в школе, в семье, в обществе; в организации себя.
Эффективная реализация этой деятельности возможна при выполнении нескольких условий:
- изучение и широкое привлечение окружающего ребенка социума;
- педагогическая диагностика, направленная на всестороннее изучение личности ребенка;
- наличие социальных педагогов;
- открытость и гуманность образовательного учреждения.
Влияние семьи на социализацию младшего школьника
Одним из самых действенных факторов социализации, воспитания и духовно-нравственного развития младших школьников является педагогическая культура родителей. Поэтому одним из важнейших направлений социализации младших школьников является повышение педагогической культуры родителей.
Семья выступает для ребенка одновременно и местом жизнедеятельности, и средой обитания. Успешность формирования личности предопределена семьей. Чем выше качество воспитания в семье, тем выше результаты, нравственного, физического, трудового воспитания личности.
Семья и ребенок являются зеркальными отражениями друг друга. Лучший способ воспитания правильных отношений – личный пример родителей, их забота и помощь, взаимное уважение.
Формирование нравственных начал у ребенка происходит на основе его интенсивного умственного развития, показателем которого являются речь и действия. Развитие речи – значительный показатель повышения культуры ребенка, необходимое условие его умственного, эстетического и нравственного развития.