Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Социализация детей младшего школьного возраста

Влияние на социализацию младших школьников учреждений образования

Социализацию детей младшего школьного возраста можно рассматривать как социально-психологическую адаптацию, которая проявляется на:

  • внутриличностном, или собственно психологическом уровне: личностное и эмоциональное благополучие, представляющие «адаптационный потенциал» личности;
  • поведенческом, или социальном уровне: автономность, уровень социальной активности, социализированности и воспитанности.

Как правило, дети младшего школьного возраста демонстрируют достаточно высокий уровень развития социальных качеств:

  • они целеустремлены и ответственны;
  • для них значимы оценка и похвала учителей и товарищей, большое значение имеют социальные достижения;
  • дружат со сверстниками;
  • они стараются помогать окружающим, делать добрые дела, защищать слабых и т. д.;
  • умеют сопереживать и прощать.

В современной школе вопросы социализации детей младшего школьного возраста являются первостепенными, что связано с

  • современной реформой образования,
  • изменяющейся социальной ситуацией формирования ребенка,
  • увеличением и усилением социально-педагогических проблем детей.

В соответствии с новыми подходами в образовании ее целью становится развитие личности.

Школа является вторым по значимости институтом социализации (после семьи) где ребенку передается вся система социальных требований.

Усвоение социального опыта формируется через привлечение детей в реальные отношения в микрогруппах, между собой и со взрослыми, со школой через средства массовой информации и природу.

Основными составляющими, соответствующими основным социальным функциям, являются:

  • готовность к цивилизованным человеческим отношениям;
  • готовность на безе общечеловеческих ценностей к отношениям в духовной сфере.

Основные условия и факторы социализации младшего школьника

К основным условиям эффективной социализации ребенка относятся:

«Социализация детей младшего школьного возраста» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
  • эмоционально-комфортная атмосфера в классе;
  • психическое здоровье детей;
  • благоприятные условия для социализации ребенка, обеспечения его психологического комфорта в коллективе;
  • организация психолого-педагогического мониторинга показателей развития, здоровья и воспитания детей;
  • тесное взаимодействие учителей и родителей;
  • формирование партнерского сотрудничества, готовность работать в социально-ориентированном направлении.

Социализация ребенка начальной школы будет проходить более эффективно, если:

  1. Регулировать отношения взрослых и детей на основе гармонизации реальных и общечеловеческих ценностей.
  2. Обеспечить включенность детей в социально-значимые отношения.
  3. Соблюдать права ребенка на основе взаимосвязи детского самоуправления и педагогического управления.

Для эффективной социализации нужно обучать школьников вырабатывать готовность к определенным действиям в новых жизненных обстоятельствах.

Главный агент социализации ребенка в начальной школе – учитель. Его культура, личностные качества, черты характера, педагогические способности и отношение к детям могут оказать как положительное, так и отрицательное влияние на процессы социализации школьника.

Замечание 1

Социально-педагогическая работа – это системная деятельность, основная функция которой заключается в помощи ребенку в установлении нормальных отношений в школе, в семье, в обществе; в организации себя.

Эффективная реализация этой деятельности возможна при выполнении нескольких условий:

  • изучение и широкое привлечение окружающего ребенка социума;
  • педагогическая диагностика, направленная на всестороннее изучение личности ребенка;
  • наличие социальных педагогов;
  • открытость и гуманность образовательного учреждения.

Влияние семьи на социализацию младшего школьника

Одним из самых действенных факторов социализации, воспитания и духовно-нравственного развития младших школьников является педагогическая культура родителей. Поэтому одним из важнейших направлений социализации младших школьников является повышение педагогической культуры родителей.

Семья выступает для ребенка одновременно и местом жизнедеятельности, и средой обитания. Успешность формирования личности предопределена семьей. Чем выше качество воспитания в семье, тем выше результаты, нравственного, физического, трудового воспитания личности.

Семья и ребенок являются зеркальными отражениями друг друга. Лучший способ воспитания правильных отношений – личный пример родителей, их забота и помощь, взаимное уважение.

Замечание 2

Формирование нравственных начал у ребенка происходит на основе его интенсивного умственного развития, показателем которого являются речь и действия. Развитие речи – значительный показатель повышения культуры ребенка, необходимое условие его умственного, эстетического и нравственного развития.

Дата последнего обновления статьи: 08.08.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot