В последние годы в центре внимания различных научных областей – личность человека во всех аспектах его проявления. Огромное внимание уделяется различным аспектам вовлечения личности в социальную деятельность, факторов, обуславливающих успешность и эффективность этой интеграции. В качестве одного из таких факторов все чаще рассматривается овладение личностью языковой, речевой системой.
Человек не рождается социально осознанной личностью, но становится ей в процессе социализации, освоения социальных ролей, реализации групповой и коллективной деятельности, овладения системой социальных отношений. В свою очередь, реализация любых социальных взаимодействий, любой групповой деятельности невозможна без высокого уровня овладения речью. Речь, таким образом, выступает не только одним из компонентов социализации, но и инструментом ее протекания.
Роль речи в процессах социализации
Речь, языковая система выступает репрезентацией реального мира, в котором живет человек, соответственно, в процессе речевой социализации личность проникает в мир социальных взаимоотношений и взаимодействий, что обуславливает приоритетную роль целенаправленного речевого развития в первые годы жизни ребенка.
В наиболее общем вид под речевой социализацией личности понимается овладение механизмами, обеспечивающими речевую деятельность как основу всей совокупности социальных взаимоотношений.
В свою очередь, речевая деятельность представляет собой основу процессов личностного развития и познания, формирования языкового сознания, реализации когнитивных процессов.
Языковое сознание в современной научной литературе понимается как совокупность концептуальных систем, закрепленных в языковых значениях; совокупность мыслительных образов, отраженных в языке и возникающих в сознании индивидуума при реализации взаимодействия с социально-природным окружающим контекстом.
Этапы речевой социализации
В свою очередь, в процессе формирования языкового сознания как результата речевой социализации личность проходит два этапа развития:
- на первом этапе индивидуум овладевает эгоцентрической речью. Протекание данного этапа относится к раннему детскому периоду, когда ребенок говорит не переставая, однако, его разговор, по своей сути, представляет собой размышления вслух, интенции, нацеленность на собеседника отсутствует. Эгоцентрический язык составляет до 50% объема речи ребенка в возрасте 7 – 8 лет, впоследствии, указанный объем постепенно снижается;
- на втором этапе личность овладевает социализированной речью, которая предполагает приспособление собственных информационных сообщений к потребностям коммуниканта, нацеленность на реципиента.
Речевая социализация как результат речевого развития
Необходимо отметить, что реализация речевой социализации, развитие социализированной речи требует создания оптимальных психолого-педагогических условий в семье, ближайшем социально-природном окружении, школе.
В свою очередь, под психолого-педагогическими условиями речевого развития понимается совокупность мер учебно-воспитательного, образовательного процесса, обеспечивающих оптимизацию речевой социализации, переход личности на более высокий уровень речевого развития.
Важнейшим условием оптимизации речевой социализации выступает создание соответствующей предметно-развивающей речевой среды.
Предметно-развивающая речевая среда в современной научной литературе понимается как особым способом организованное предметное окружение, способствующее овладению личностью всеми аспектами речевой деятельности.
Таким образом, речевая социализация выступает неотъемлемым компонентом общей социализации личности, что выдвигает высокие требования к оптимизации процессов целенаправленного речевого развития, к созданию соответствующей предметно-развивающей среды.