Понятие и необходимость правового воспитания
На сегодняшний день достичь определенных успехов в разных областях общественной жизни и в росте благополучия населения возможно благодаря повышению уровня образования граждан, и конечно правовому воспитанию. Необходимо уделять внимание юридическому образованию всех масс населения и особенно подрастающему поколению. Основным средством в данной сфере является правовое воспитание.
Правовое воспитание – деятельность государства и различных объединений по передаче правовой культуры и опыта разрешения социальных конфликтов от взрослого поколения к младшему.
Выделяются следующие формы правового воспитания:
- Правовое обучение,
- Правовая пропаганда.
Правовое обучение представляет собой специальные занятия в школах и специальных заведениях. Правовая пропаганда подразумевает под собой распространение юридических знаний в средствах массовой информации.
Необходимость повсеместного повышения уровня правовых знаний через правовое воспитание обуславливается ростом значения права и необходимостью совершенствовать жизнь общества. От уровня правосознания населения напрямую зависят укрепление организованности и дисциплины, развитие институтов демократии, правильное понимание конституционных прав и свобод. В связи с этим, актуально рассмотреть, какие существуют проблемы при осуществлении правового воспитания в обществе.
Проблемы правового воспитания
Правовое образование представляет собой ведущую форму правового воспитания. Правовое образование предполагает, что постоянно будут присутствовать:
- Аудитория,
- Обучающая программа,
- Педагогические приемы и методы воспитания.
Данная форма очень эффективна при воспитательной работе с молодым поколением и в частности со студентами.
Правовая культура входит в обязательный минимум образования, а также в федеральные стандарты высших образовательных заведений. Внедрены новые правовые дисциплины. На наш взгляд данные меры недостаточны для эффективного развития уровня правосознания. Очевиден разрыв между правовой культурой граждан зрелого возраста и молодого поколения. В школьных предметах отсутствует право как самостоятельная дисциплина. Не существует четкой системы подготовки преподавателей по правовым дисциплинам.
Особенно следует отметить, что уровень правосознания молодых людей не в полной мере соответствует желаемым требованиям. Отмечается отсутствие правовой культуры среди студентов средних и высших учебных заведений, повсеместное отсутствие уважения к образовательным процессам, нарушение общественного порядка, совершение правонарушений и преступлений. Все перечисленные факты имеют место быть, и борьба с ними возможна лишь при должном правовом воспитании.
Определенно, правовое воспитание как система достигнет своих целей лишь при условии если будет тесно связано с иными видами воспитания, если донесет знания и сведения не только о законодательных актах, но и сформирует базу, в соответствии с которой человек сможет ориентироваться по жизни. Немаловажным является, через какую мотивацию правовые знания пройдут, как они будут усвоены индивидуумом и какие будут получены эмоции.
Для того, чтобы сформировать правовое сознание у людей, необходимо повысить их правовую культуру, выработать систему ценностей и необходимость социальной активности. Для этого постоянно должны совершенствоваться средства, методы и формы воспитательной работы, повышаться уровень сознания учителей, которые участвуют в правовом воспитании.