Формы социализации личности
Основными формами социализации личности выступают воспитание и обучение.
Воспитание - это систематическое целенаправленное формирование индивида в качестве субъекта социальных функций, которое осуществляют соответствующие социальные институты — семья, воспитательные и учебные заведения, учреждения культуры, средства массовой коммуникации.
Содержание воспитания включает формирование нравственных установок и понятий, поведенческих навыков и ценностных ориентаций, которые соответствуют потребностям общества.
Образование является социальным институтом, формирующим общекультурную структуру личности, главным образом в форме обучения — целенаправленного наделения индивида необходимо для жизни в социуме системой знаний, умений и навыков, а также компетенций.
При этом социализацию личности нельзя сводить лишь к воспитанию и образованию. Процесс социализации – это и формирование жизненной позиции личности, принципов поведения, основанных на устойчивых взглядах личности на собственное место и роль в жизни общества.
Социализация является двусторонним процессом, включающим, с одной стороны, усвоение человеком социального опыта посредством вхождения в систему социальных связей, социальную среду; с другой стороны, активное воспроизводство уже самим человеком системы социальных связей путем его активного включения в социальную среду.
Такая интерпретация понятия социализации позволяет рассматривать человека одновременно и как объект, и как субъект общественных отношений. Специфика социального развития человека изучалась как целостный процесс и с применением различных моделей.
Основные модели социализации личности
Среди многообразных моделей социализации наиболее употребительными являются следующие:
- Эволюционная, связанная с представлениями о том, что развитие является плавным, постепенным, медленным процессом изменений и преобразований. Сторонниками этой модели предполагается, что она отражает нормальный процесс развития человека, однако, наличие в реальном социальном развитии кризисов (например, кризис подросткового возраста) указывает на несовершенство данной модели;
- Кризисная или скачкообразная модель основана на представлении о том, что не все изменения в человеке являются плавными и постепенными, а имеют скачкообразный характер, социализация рассматривается в качестве поэтапного процесса, при этом переход от одного этапа к другому сопровождается кризисом;
- Трехфазная модель основывается на рассмотрении развития человека как процесса, состоящего из 3 главных этапов: детства, взрослости, старости. Детство рассматривается в качестве подготовки к взрослой жизни, взрослость – в качестве единственного полноценного этапа жизни, позволяющего человеку функционировать как полноправному члену общества, а старость – в качестве процесса угасания жизни, в том числе и социальной.
- Гетерохронная модель, основанная на представлении о том, что различными подсистемами организма и личности пик развития достигается разновременно, поэтому в каком-то отношении взрослый человек может стоять выше, а в другом - ниже ребенка. Сторонами развития личности являются творческое, эмоциональное, интеллектуальное, волевое и другие виды развития. При этом в определенном возрасте один вид развития имеет высокие темпы, то другой, напротив, может заметно отставать.
В настоящее время принято считать, что требуется комплексный подход к проблеме моделировании и анализа социального развития личности. Исходя из поставленной цели и проблемы исследования, могут быть использованы та или иная модель, или все в комплексе.