Социально-когнитивная теория
В основу социально-когнитивной теории легли убеждения, что что поведение человека регулируется взаимодействиями между факторами окружения и внутренними явлениями.
Самые яркие представители социально-когнитивной теории - А. Бандура и Дж. Роттер.
Согласно социально-когнитивной теории на поведение индивида влияет опыт других людей, социальные взаимодействия, масс-медиа. Процессы социализации, осваивание новых моделей поведения происходит через наблюдение.
Усвоенные модели поведения могут стать основой, характерной чертой личности.
Основные принципы социально-когнитивной теории вытекают из взаимодействия следующих факторов:
- влияние социальной среды на поведение человека;
- личностные факторы, или когнитивные;
- поведенческие факторы.
Социальные воздействия, личностные аспекты и поведение – это взаимосвязанные детерминанты. Окружение влияет на поведение, но люди также играют существенную роль в формировании окружающей среды.
Человек обладает символическими, когнитивными возможностями, которые позволяют регулировать свое поведение и в некоторой степени, личную среду.
Любой индивид обладает познавательными способностями, позволяющими предугадывать появление событий, создавать средства контроля над событиями повседневной жизни.
Ситуационные факторы и факторы предрасположенности являются взаимозависимыми причинами поведения.
Существуют внешние (поощрение и наказание) и внутренние (ожидание и вера) детерминанты, выступающие частью системы влияний, воздействующих как на поведение, так и на друг друга.
Поведение в значительной степени регулируется предвиденными последствиями. Способности представлять исход символически (в мыслях) позволяет перевести будущие события в сиюминутные побудительные факторы, оказывающие такое же воздействие на наше поведение, как и потенциальные последствия. Психические (когнитивные) процессы дают способность предвидеть ситуацию.
Познание и саморегуляция в поведении
Характерной чертой социально-когнитивной теории является способность индивида к саморегуляции. Люди, устраивая свое ближайшее окружение, сознавая последствия своих действий, обеспечивая когнитивную поддержку, способны влиять на свое поведение.
Часто функции саморегуляции создаются и поддерживаются влиянием окружения, но регулируются внутренним влиянием.
Высшие интеллектуальные способности дают индивиду мощное средство воздействовать на окружение. Посредством образных и вербальных репрезентаций люди воспроизводят и сохраняют опыт таким образом, что он является ориентиром будущего поведения.
Применяя способность к оперированию символами, люди могут предвидеть возможные последствия разных действий и в соответствии с этим изменять поведение.
Научение через наблюдение
Научение через наблюдение, или моделирование является основой теоретической концепции Бандуры. Новые модели поведения можно приобрести без внешнего подкрепления. Человек наблюдает, как действуют другие, а затем повторяет это.
Все феномены научения могут формироваться путем наблюдения за поведением других индивидов, его последствиями, посредством вербальной информации.
Новым моделям поведения можно учиться через: подражание (таким образом, как оно выполняется); через дополнение к модели поведения специфических форм, выстраивая новое поведение.
Моделирование – это процесс извлечения общих черт из разных моделей и формирование новых правил поведения, позволяющих идти дальше того, что он уже видел.
Научение через наблюдение включает:
- Процессы внимания. Индивид внимательно наблюдает за конкретным социальным поведением.
- Процессы сохранения. Индивид наблюдает за поведением, его последствиями, трансформирует наблюдения в символы и переводит их в долговременные воспоминания. Любая модель поведения требует соответствующего подкрепления.
- Моторно-репродуктивные процессы. Воспоминания поведения, закодированные в символах, трансформируются в соответствующие действия. Человек, воспроизводя конкретную модель поведения, получает от других людей реакцию и в соответствии с ней может поведение скорректировать, в дальнейшем воспроизводить его в улучшенной форме.
- Мотивационные процессы. Индивид воспроизводит поведение в соответствии с последствиями, к которому ведет данная модель поведения и реакцией окружающих людей. Для выстраивания конкретной модели поведения важно иметь позитивный стимул и подкрепление.
Благодаря познавательным способностям человека возможно осуществление реакций, наблюдавшихся некоторое время назад, но никогда не воспроизводимых. Идущие от модели стимулы трансформируются в образы того, что модель говорила, делала, как выглядела. Такие когнитивные умения позволяют трансформировать усвоенное или комбинировать различные модели в новые.
Подкрепление в научение через наблюдение
Основой социально-когнитивной теории является положение о том, что новые модели поведения можно приобрести при отсутствии внешнего подкрепления, так как многое в демонстрируемом поведении приобретается посредством примера: после наблюдения за действиями других людей следует повторение.
Однако многие социологи, психологи указывают на необходимость подкрепления. Научению способствует когнитивная ориентация подкрепления. Подкрепление выполняет следующие функции:
- Информативная функция. Подкрепление указывает, какие последствия возможны в результате поведения, показывает необходимость формулировки гипотезы о правильном поведении.
- Побудительная функция. Подкрепление позволяет предугадать возможные последствия действий и в соответствии с этим регулировать поведение.
Косвенное наблюдение реализуется, если наблюдать действие модели и последующий результат. Наблюдатель понимает, что результат является следствием предшествующих действий. Наблюдаемые косвенные последствия играют важную роль в регуляции поведения.
Самоподкрепление можно наблюдать, когда люди сами себе устанавливают предел достижения результата и поощряют (или наказывают) себя за успехи или неудачи. Самоподкрепление напрямую зависит от саморегулирования и самооценки.
Через поощрение или наказание можно повысить желание индивида наблюдать, выстраивать модели разного поведения.