Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Когнитивная социализация

Социально-когнитивная теория

Замечание 1

В основу социально-когнитивной теории легли убеждения, что что поведение человека регулируется взаимодействиями между факторами окружения и внутренними явлениями.

Самые яркие представители социально-когнитивной теории - А. Бандура и Дж. Роттер.

Согласно социально-когнитивной теории на поведение индивида влияет опыт других людей, социальные взаимодействия, масс-медиа. Процессы социализации, осваивание новых моделей поведения происходит через наблюдение.

Усвоенные модели поведения могут стать основой, характерной чертой личности.

Основные принципы социально-когнитивной теории вытекают из взаимодействия следующих факторов:

  • влияние социальной среды на поведение человека;
  • личностные факторы, или когнитивные;
  • поведенческие факторы.

Социальные воздействия, личностные аспекты и поведение – это взаимосвязанные детерминанты. Окружение влияет на поведение, но люди также играют существенную роль в формировании окружающей среды.

Человек обладает символическими, когнитивными возможностями, которые позволяют регулировать свое поведение и в некоторой степени, личную среду.

Любой индивид обладает познавательными способностями, позволяющими предугадывать появление событий, создавать средства контроля над событиями повседневной жизни.

Ситуационные факторы и факторы предрасположенности являются взаимозависимыми причинами поведения.

Существуют внешние (поощрение и наказание) и внутренние (ожидание и вера) детерминанты, выступающие частью системы влияний, воздействующих как на поведение, так и на друг друга.

Поведение в значительной степени регулируется предвиденными последствиями. Способности представлять исход символически (в мыслях) позволяет перевести будущие события в сиюминутные побудительные факторы, оказывающие такое же воздействие на наше поведение, как и потенциальные последствия. Психические (когнитивные) процессы дают способность предвидеть ситуацию.

«Когнитивная социализация» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Познание и саморегуляция в поведении

Характерной чертой социально-когнитивной теории является способность индивида к саморегуляции. Люди, устраивая свое ближайшее окружение, сознавая последствия своих действий, обеспечивая когнитивную поддержку, способны влиять на свое поведение.

Часто функции саморегуляции создаются и поддерживаются влиянием окружения, но регулируются внутренним влиянием.

Высшие интеллектуальные способности дают индивиду мощное средство воздействовать на окружение. Посредством образных и вербальных репрезентаций люди воспроизводят и сохраняют опыт таким образом, что он является ориентиром будущего поведения.

Применяя способность к оперированию символами, люди могут предвидеть возможные последствия разных действий и в соответствии с этим изменять поведение.

Научение через наблюдение

Научение через наблюдение, или моделирование является основой теоретической концепции Бандуры. Новые модели поведения можно приобрести без внешнего подкрепления. Человек наблюдает, как действуют другие, а затем повторяет это.

Все феномены научения могут формироваться путем наблюдения за поведением других индивидов, его последствиями, посредством вербальной информации.

Новым моделям поведения можно учиться через: подражание (таким образом, как оно выполняется); через дополнение к модели поведения специфических форм, выстраивая новое поведение.

Моделирование – это процесс извлечения общих черт из разных моделей и формирование новых правил поведения, позволяющих идти дальше того, что он уже видел.

Научение через наблюдение включает:

  1. Процессы внимания. Индивид внимательно наблюдает за конкретным социальным поведением.
  2. Процессы сохранения. Индивид наблюдает за поведением, его последствиями, трансформирует наблюдения в символы и переводит их в долговременные воспоминания. Любая модель поведения требует соответствующего подкрепления.
  3. Моторно-репродуктивные процессы. Воспоминания поведения, закодированные в символах, трансформируются в соответствующие действия. Человек, воспроизводя конкретную модель поведения, получает от других людей реакцию и в соответствии с ней может поведение скорректировать, в дальнейшем воспроизводить его в улучшенной форме.
  4. Мотивационные процессы. Индивид воспроизводит поведение в соответствии с последствиями, к которому ведет данная модель поведения и реакцией окружающих людей. Для выстраивания конкретной модели поведения важно иметь позитивный стимул и подкрепление.

Благодаря познавательным способностям человека возможно осуществление реакций, наблюдавшихся некоторое время назад, но никогда не воспроизводимых. Идущие от модели стимулы трансформируются в образы того, что модель говорила, делала, как выглядела. Такие когнитивные умения позволяют трансформировать усвоенное или комбинировать различные модели в новые.

Подкрепление в научение через наблюдение

Замечание 2

Основой социально-когнитивной теории является положение о том, что новые модели поведения можно приобрести при отсутствии внешнего подкрепления, так как многое в демонстрируемом поведении приобретается посредством примера: после наблюдения за действиями других людей следует повторение.

Однако многие социологи, психологи указывают на необходимость подкрепления. Научению способствует когнитивная ориентация подкрепления. Подкрепление выполняет следующие функции:

  1. Информативная функция. Подкрепление указывает, какие последствия возможны в результате поведения, показывает необходимость формулировки гипотезы о правильном поведении.
  2. Побудительная функция. Подкрепление позволяет предугадать возможные последствия действий и в соответствии с этим регулировать поведение.

Косвенное наблюдение реализуется, если наблюдать действие модели и последующий результат. Наблюдатель понимает, что результат является следствием предшествующих действий. Наблюдаемые косвенные последствия играют важную роль в регуляции поведения.

Самоподкрепление можно наблюдать, когда люди сами себе устанавливают предел достижения результата и поощряют (или наказывают) себя за успехи или неудачи. Самоподкрепление напрямую зависит от саморегулирования и самооценки.

Через поощрение или наказание можно повысить желание индивида наблюдать, выстраивать модели разного поведения.

Дата последнего обновления статьи: 12.12.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot