СМИ как социальный институт
Развитие масс-медиа и массовых коммуникаций обусловлено не только техническими инновациями, но и масштабными социальными изменениями, происходящими в мире.
СМИ – это относительно новый социальный институт. Его функция состоит в том, чтобы производить и транслировать знания в широком смысле этого слова. Знания эти имеют не научную подоплеку, а представляют собой информацию о том, какие события происходят в мире, какие явления могут повлиять на человека и его окружение.
Несмотря на то, что свой институциональный статус СМИ обрели не так давно, они уже успели обрасти показателями и характеристиками, которые отличают именно средства массовой информации от всех других социальных институтов. К ним относят следующие аспекты:
- масс-медиа представляют собой институциональное организованное единство. В этом социальном институте совмещаются все характеристики института и их организованное управление, что позволяет анализировать особенности и структуру средств массовой информации, определять их направленность и характер проявления;
- СМИ выполняют особую функцию по созданию информационного аналога общества. Ими создается определенная картина мира, освещаются новости, касающиеся функционирования других социальных институтов. СМИ могут отражать текущую ситуацию в различных отраслях человеческой жизни, и в этом состоит их универсальность;
- СМИ – это рупор общественного мнения. Средства массовой информации и коммуникации могут влиять на большие группы людей, и поэтому играют одну из главных ролей в политических процессах. ] Поскольку средства массовой информации сегодня доступны практически любому человеку, то он имеет возможность не только подбирать подходящие для себя каналы получения информации, но и распоряжаться с данными на свое усмотрение. Этот социальный институт является одновременно одним из самых многоаспектных и самых влиятельных. СМИ могут освещать разные события, манипулировать общественным мнением и сознанием, создавать инфоповоды, которые будут делать акцент на определенных проблемах или наоборот отводить от них взгляд, чтобы не повышать уровень социальной неудовлетворенности.
В связи с тем, что СМИ могут охватывать широкие категории населения и разные по своей сути проблемы, они тесно связаны с другими социальными институтами. В особенности это касается экономического и политического институтов, институтов культуры и образования – все они используют механизмы СМИ, продвигают нужную информацию через различные каналы и могут формировать общественное мнение, настроения в отношении тех или иных процессов и событий. Если поначалу взаимозависимость между ними была довольно слабой, то в дальнейшем структурные единицы социальных институтов сумели полностью оценить полезные качества СМИ. Эта взаимосвязь выгодна и тем, кто стремится донести информацию, и тем, кто ее получает. Человек выбирает, какая тема или направление ему интересны, исходя из личных предпочтений. Затем он изучает предлагаемую информацию, оценивает ее полезность, положительные и отрицательные черты и делает выводы. Также некоторые события и явления могут утаиваться или наоборот навязываться. Это уже выгодно тем, кто создает инфоповоды и хочет донести что-то до населения или скрыть отдельно взятые факты, которые по тем или иным причинам имеют свои риски.
Взаимодействие СМИ с другими социальными институтами
Несмотря на то, что СМИ – это относительно новый и самостоятельный социальный институт, он все же имеет определенные связи со всеми остальными социальными институтами. Например, СМИ взаимодействуют с политическим институтом и являются одним из мощнейших инструментов политической пропаганды. Особо сильно это взаимодействие проявляется в период политической борьбы. Исторически СМИ проникали на политический рынок как органы государственной и партийной печати. Налаживая связи с населением, СМИ завоевывали должный общественный авторитет, приучали рядового гражданина чувствовать себя участником политических и общественных процессов, осознавать свою принадлежность к государству и миру политики. Именно поэтому они стали более важным институтом политической социализации, чем семья, церковь, система образования, а обозреватели популярных изданий, телекомментаторы, ведущие репортеры и специалисты по рекламе стали признанными выразителями общественного мнения, войдя в круг интеллектуальной и политической элиты общества.
Экономические институты также взаимодействуют со СМИ. Это происходит на том же информационном уровне – экономика может освещаться в различных источниках, причем такой сложный объект может быть интерпретирован для любых категорий населения, общий смысл от этого не меняется. Экономические события, которые происходят в мире, определяют развитие отдельных стран. Поэтому множество людей следит за курсом валют, за работой банков и за тем, как страны выстраивают друг с другом экономические отношения. Если поначалу может показаться, что экономика на мировом уровне не касается обычных людей, то в дальнейшем становится понятно, что любые изменения на макроэкономическом уровне ощущаются каждой категорией граждан. Поэтому через средства массовой информации они получают актуальную информацию и могут сформировать собственное мнение в отношении различных событий.
Конечно, СМИ сегодня воспринимаются по-разному. Кто-то доверяет им и воспринимает информацию за чистую монету, а кто-то все прочитанное, увиденное и услышанное в СМИ воспринимает крайне критически. Как бы там ни было, но СМИ действительно способны полностью изменить представления о явлениях, процессах, событиях и личностях, поэтому ими пользуются практически все государства и крупные компании, которые реализуют свою деятельность в культурном, политическом, экономическом и социальном направлениях. Тенденция повышения роли СМИ в обществе характеризуется как усиливающаяся, поскольку каналы распространения информации неуклонно расширяются и развиваются.