Роль ребенка в современных социальных связях
Ребенок – это индивид, которому еще предстоит пройти несколько этапов социализации для того, чтобы прочно закрепиться в системе социальных связей и коммуникаций. Дети нуждаются в том, чтобы постепенно адаптироваться к изменяющимся социальным и культурным условиям, а также в особом подходе и поддержке, когда мы говорим о постепенном, но эффективном выстраивании особых социальных связей и социальных отношениях, которые выступают в качестве составляющих общей системы взаимоотношений и взаимодействий.
Еще с посещения начальной школы ребенок становится участником новой системы социальных отношений, а также выстраивает взаимодействия с окружающими, основываясь не только на тех правилах и нормах, которые были привиты ему в семье: для взаимодействия с другими индивидами ребенку необходимо учиться воспринимать новые формы отношений, которые так или иначе сказываются на его нормативных и мировоззренческих установках. Как только ребенок обретает новые социальные связи, он сам замечает всевозможные изменения, происходящие в его жизни, а также взаимодействует с людьми, чьи интересы и потребности так или иначе отличаются от привычных ребенку.
Поначалу это может обернуться стрессовой ситуацией, поскольку адаптация – это процесс постепенный, поэтапный. Ребенку с его тонкой душевной организацией и достаточно гибкой психикой очень просто навязать иные формы взаимодействий, но также ему просто продемонстрировать формы поведения, которые отражают нормальное взаимодействие с окружающими.
Этот пример в дальнейшем играет важную роль в выстраивании общей системы социальных связей, где ребенок может взять на себя несколько ролей: как непосредственно ребенок, так и как подрастающий индивид, который, основываясь на полученном опыте и знаниях, приобретает способность к самостоятельному принятию решений. Это воспитывает в нем такие чувства, как самостоятельность, ответственность, инициативность и предприимчивость.
В плане социальных связей детский период жизнь ребенка может делиться на несколько частей:
- Свобода, которой он обладает в дошкольном возрасте, когда основные обязательства по воспитанию и социализации ребенка берут на себя его родители и остальные члены семьи. Они прививают ему самые основные знания и умения, а также опыт и возможности общения с другими членами общества на основании опыта взаимодействий с членами семьи;
- Отношения зависимости, в которых ребенок должен постепенно познавать новые общественные системы, а также понимать свою роль в соблюдении новых правил жизни. Тут же он образует взаимодействия с другими членами общества, которые играют важную роль в его жизни и в процессе вторичной социализации (трудовой, образовательной, профессиональной).
Так как ребенок приступает в обучению в школе, то и семья нуждается в том, чтобы начинать совершенно иначе осуществлять контроль за ребенком. Родители нацелены на то, чтобы выполнять множество домашних обязательств, домашних заданий, обращают внимание на трансформации в характере ребенка, в его увлечениях. Несмотря на то, что в этом возрасте он должен обретать некоторую самостоятельность, родители все же ощущают свою ответственность за то, чтобы контролировать, как ребенок воспринимает окружающую его социальную действительность, с какими проблемами сталкивается, и в каких сферах наоборот проявляет наибольший интерес.
Социальные связи ребенка и взрослого
Общение является основой для приобретения ребенком базовых навыков взаимоотношений и взаимодействий в процессе адаптации и социализации к трансформирующемуся сообществу. Причем, общение складывается не только с родителями, близкими родственниками и сверстниками: оно также нацелено на других взрослых, которые так или иначе играют важную роль в его жизни и становлении личности.
Для того, чтобы более глубоко охарактеризовать взаимодействия ребенка со взрослыми, специалисты выделили несколько наиболее явных принципов, которые соблюдаются с целью регулирования данной системы социальных связей, а также с целью регулирования взаимодействия между ребенком и взрослым как в формальных, так и в неформальных связях.
Во-первых, необходимо соблюдать инициативность и обращение ко взрослому человеку, а также уметь привлечь его внимание к собственным проблемам, особенно к проблемам, с которыми ребенок сталкивается в подростковом возрасте. Иногда дети нацелены на то, чтобы взрослые обращали на них внимание, но способы, которыми они пользуются, не всегда несут в себе позитивную окраску.
Во-вторых, предпочтение в более предметном сотрудничестве со взрослыми. Оно предполагает тот фактор, что дети всегда требуют внимание и соучастие взрослых к разрешению их проблем, а также к совместной деятельности, которую осуществляют дети друг с другом и с другими окружающими. Им интересно вести подобного рода интеракцию, поскольку именно на примере взрослого человека они могут вырабатывать собственную манеру поведения и взаимоотношения с людьми. В детском возрасте ребенок также проявляет некоторые личностные качества, которые сказываются на его личности: это доверчивость ребенка, его открытость в отношении ко взрослым, которые его окружают. Также ребенок более ярко проявляет эмоции, которые он испытывает, и по ним понятно, как себя чувствует ребенок, в чем он слаб, в чем он, наоборот, силен.
На каждом этапе развития ребенка формируются различные его потребности в общении. Например, когда ребенок совсем маленький, то он полностью находится на попечении родителей. Они способны самостоятельно определять, что нужно ребенку, в чем он нуждается. Родители защищают его от негативных воздействий окружающих, а также стараются создать вокруг него безопасные условия, которые позволят сохранить жизнь и здоровье ребенка. В более взрослом возрасте ребенок стремится обрести самостоятельность, независимость, суметь самому принимать решения, которые сказываются на его жизни в конкретный промежуток времени.