Виды опроса
Опрос – это социологический метод, который направлен на сбор первичной социологической информации. При опросе человек отвечает на ряд вопросов, которые заранее подготовлены исследователем.
Опрос направлен на получении информации о социальных процессах и явлениях, а также о психологических характеристиках. Общение во время опроса может быть как очным, так и заочным, метод подбирается в зависимости от пожеланий самого специалиста и от специфики респондентов. У социологов метод пользуется популярностью, поскольку они считают его универсальным и полагают, что в опросе могут принимать участие различные социальные категории.
Благодаря опросу можно получать информацию о процессах и явлениях, событиях и социальных фактах, ценностных ориентациях людей. В отдельных случаях такая информация будет получена более дешевым способом, а при обработке данных можно использовать компьютерные технологии. Это в значительной степени облегчает ход исследования, удешевляет его, однако это не сказывается на качестве полученной информации.
Сегодня в науке выделено несколько видов опросного метода. Все они направлены на решение конкретных задач, имеют свои особенности и характеристики. Также у опросов есть и свои достоинства, и недостатки, они могут дополнять друг друга. Наиболее общая классификация выглядит следующим образом:
- Устный опрос;
- Письменный опрос;
- Интервью;
- Свободный опрос.
Устный опрос – одна из основных разновидностей опросного метода. Его используются тогда, когда требуется непосредственно наблюдать за реакцией человека на задаваемые ему вопросы. С помощью устного опроса можно изучить психологию человека, определить, в какие моменты он честно отвечает на заданные вопросы, а когда он совершенно неискренен, боится, переживает и хочет скрыть какую-то значимую информацию. Чтобы провести качественный устный опрос, необходимо заранее подготовиться, а также быть готовым к тому, что на проведение такого опроса нужны будут большие временные затраты. Чаще всего у исследователя очень мало времени, поэтому устные опросы организовывают тогда, когда нет другого способа провести исследование и получить требуемую информацию. Ответы, которые были получены в ходе устного опроса, имеют прямую зависимости от личности человека, а также от поведения участников опроса.
Письменный опрос – наиболее распространенная разновидность опросного метода. Его самая известная форма – это анкетирование. С помощью письменного опроса можно охватывать большое количество респондентов, одновременно проводить опрос в разных социальных и профессиональных группах. Но у письменного вида опросного метода помимо очевидных достоинств есть и свои недостатки. Например, с помощью анкетирования невозможно учитывать реакцию участников опроса на задаваемые вопросы.
Интервью – вспомогательный для анкетирования метод. С помощью интервью можно проверить или уточнить информацию. В данном случае исследователь сам решает, будет он использовать новый список вопросов для уточнения, или же в своем интервью он воспользуется выжимками из уже имеющегося списка. Интервью используют при приеме на работу, поскольку работодатель хочет получше познакомиться с потенциальным сотрудником, хочет уточнить у него некоторые детали их возможного сотрудничества.
Свободный опрос может быть и письменным, и устным. Перечень вопросов совершенно не ограничен, точно так же как не ограничено и время ответа на них. Во время свободного опроса можно менять тактику поведения, тактику ведения опроса, добавляя какие-то вопросы или убирая их по списку, если становится понятно, что они не подходят для обсуждения. Стандартизированный опрос с заранее заготовленным планом вопросов – экономичен, особенно если говорить о временных затратах.
Особенности опросного метода
Опросный метод является очень распространенным. Его используют для получения информации о разных сферах жизнедеятельности человека. Сам опрос выстраивается на основании того, что человеку задают вопросы. Ответы на них позволяют исследователю чуть лучше узнать респондента, познакомиться с его внутренним миром, возможностью рассуждений, а также познакомиться с проблемами, которые волнуют человека в текущий период времени.
К главным особенностям опроса можно отнести его массовость, так как исследователю всегда необходимо больше сведений, чем об одном человеке, а лучше о группе индивидов. Когда опрос только создают, то сначала формируют программные вопросы. Чаще всего они соответствуют задачам решения. Эти вопросу доступны для понимания специалиста. А затем уже эти вопросы могут быть перепрограммированы в стандартные анкетные вопросы, которые легко интерпретируются респондентами.
Во время проведения опроса важно учесть несколько значимых нюансов:
- Обозначить цель беседы, дать человеку понять, для чего проводится интервью;
- Выбрать наиболее оптимальные и комфортные для участника опроса условия;
- Уточнить, сколько времени собеседник готов потратить на участие в опросе;
- Заранее продумать возможные вопросы и ответы на них;
- Начинать опрос лучше с интересной темы, которая может зацепить собеседника и удержать его внимание.
Вопросы для опроса также составляются в соответствии с некоторыми правилами и регламентом. Например, они должны быть понятными, а двойственности лучше избегать. Также стоит воздержаться от слишком сложной терминологии, потому что она скорее пугает человека, чем располагает его к разговору. Вопросы должны быть лаконичными, но емкими, желательно простыми. Но исследователь должен задать сам себе цель, чтобы эти вопросы могли ответить исследовательским задачам, а не завести его в тупик. В вопросах не может быть намеков и подсказок, они ни в коем случае не должны оскорблять чувства человека.