Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Виды опросов в социологии

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Виды опросов в социологии

Опросы и их вопросы

Замечание 1

Опрос – метод сбора первичной социологической информации с помощью вопросов, задаваемых определенной группе людей.

Опрос – это самый распространенный, а иногда и единственный способ узнать мнение людей, выяснить причины их поступков.

Существует две разновидности опросов:

  • анкетирование;
  • интервью.

Опрос является разновидностью общения, поэтому его итоги зависят от некоторых обстоятельств:

  • ситуации опроса;
  • психологического состояния опрашиваемого в момент опроса;
  • содержания устного вопроса или анкеты.

Полученная информация связана с интересами и опытом конкретного человека. Социальная реальность в этой информации преломляется в индивидуальном сознании.

Вопросы могут быть:

  • открытые (не содержат подсказку);
  • закрытые (содержащие перечень вариантов ответов);
  • полузакрытые (комбинируют в себе открытые и закрытые вопросы);
  • прямые, личные (опрашиваемые дают ответы в присутствии анкетера);
  • косвенные, безличные (ответы на вопросы даются без присутствия анкетера).

По функциям выделяют вопросы:

  1. Основные, направленные на сбор информации об исследуемом явлении.
  2. Неосновные, ориентированные на выявление основного вопроса (используются вопросы-фильтры) и проверку искренности ответов (контрольные вопросы). Вопросы-фильтры помогают выявить компетентных респондентов и отсеять остальных. Контрольные вопросы позволяют проверить искренность опрашиваемых.

Анкетирование

Замечание 2

Анкетирование – письменная форма опроса, проводимая, в основном, без прямого и непосредственного контакта интервьюера с респондентом.

Анкета представляет собой систему вопросов, имеющих одну направленность на выявление количественных и качественных характеристик предмета и объекта анализа. Анкета включает упорядоченный список вопросов, на который респондент отвечает согласно установленным правилам.

Анкетирование целесообразно проводить в двух случаях:

  1. Если необходимо опросить большое людей за относительно короткое время.
  2. Если респондентам нужно время и отпечатанные вопросы для тщательного продумывания ответов.

Анкетирование может проводится способом прямого или заочного опроса.

Анкета имеет определенную структуру и включает:

  • опросный лист;
  • «паспортичку»;
  • преамбульно-инструктивный раздел.

При заочном анкетировании преамбула является единственным средством мотивации опрашиваемого на заполнение анкеты и искренность ответов. В преамбуле указывается кто и зачем проводит данное анкетирование, даются необходимые инструкции и рекомендации по работе с анкетой.

Опрос-молния (зонды общественного мнения, опрос-голосование) используется при исследовании общественного мнения. Анкета содержит, как правило, 3-4 пункта интересующей информации и несколько пунктов, связанных с социальными и демографическими характеристиками респондентов.

Интервью

Замечание 3

Интервью – это непосредственная беседа интервьюера с респондентом, имеющая целью получение данных и проводимая по определенному плану.

Различают следующие виды интервью:

  1. Свободное интервью - беседа длительная, проводится по путеводителю интервью (свободному плану), без строгой детализации вопросов. Обозначается только тема беседы. Форму и способ ведения беседы интервьюер определяет свободно.
  2. Стандартизированное интервью. Характеризуется тщательной разработкой всей процедуры опроса: общий план беседы, вопросы и их последовательность, варианты ответов. Интервьюер не вправе менять последовательность и форму вопросов.
  3. Полустандартизированное интервью характеризуется использованием элементов свободного и стандартизованного интервью.

По характеру организации интервью делятся на:

  • индивидуальные, подразделяемые на личные и телефонные;
  • групповые.

По глубине проникновения в суть проблемы выделяют:

  1. Глубокое, или клиническое интервью. Его цель – получить информацию о склонностях опрашиваемого, его внутренних побуждениях.
  2. Фокусированное интервью. Направлено на выяснение реакции на заданное воздействие.

Алгоритм проведения интервью включает следующие этапы:

  • установление контакта (представление, знакомство);
  • закрепление контакта (демонстрация уважения к респонденту, важности и интереса к информации);
  • переход к основным вопросам интервью.