История возникновения социологии как самостоятельной науки
Процесс возникновения любой новой науки весьма длителен и не является случайным. Изначально происходит формирование отдельных ее элементов и лишь с течением времени все они объединяются в единое научное знание. Это процесс сопровождается уточнением и закреплением названия будущей науки, которое объясняло бы ее сущность и содержание ее идей.
Возникновение социологии как самостоятельной науки связано с именем французского ученого Огюста Конта, оного из первых ученых, который начал использовать понятие социологии в 30 годах 19 века. Именно Конт смог взглянуть по-новому на различные идеи о возникновении и развитии общества и обобщить их в единое знание. Рассмотрим более подробно путь развития знаний об обществе от разрозненных элементов к единому целому – науке социологии.
Развитие знаний об обществе с 17 по 19 века
В 17 веке впервые была выдвинута идея о том, что общество является системой, которая в свою очередь представляет собой часть природы и подчиняется тем же законам, что и естественные науки, изучающие особенности существования природы.
Однако известные тогда законы естественных наук, таких как геометрия, механика, астрономия, не действовали в сфере человеческих отношений. Этим и была обусловлена попытка ученых формализовать общественные закономерности существования и развития общества.
В 18 веке, который по праву называют веком Просвещения, общество сравнивалось с машиной, четким механизмом, в котором каждый винтик должен выполнять свои функции. Так трактуются разделение труда, межличностные связи, обмен.
До этого момента ученые и исследователи, занимающиеся изучением закономерностей развития общества, считали, что экономика является автономной по отношению к государству и праву, но в 18 веке Жан Жак Руссо выдвинут предположение о том, что экономические отношения оказывают прямое воздействие на усугубление неравенства в процессе развития общества.
Одновременно с теоретическим развитием социологии как науки активно шел процесс развития конкретных социальных исследований, необходимых для практических потребностей управления организацией и обществом. Были заложены основы современной демографии и выработаны методы количественного исследования социальных закономерностей.
Таким образом, целостная система социологии как науки сложилась в середине 19 века и продолжила свое стремительно развитие благодаря идеям Огюста Конта и его сторонников.
Особенности западноевропейской социологии 19 века
Как уже отмечалось ранее, основоположником социологии в качестве самостоятельной науки является Огюст Конт, который сформулировал необходимость опоры на факты в любой науке, и тем более в социологии. Именно это позволяет социологии из абстрактной науки превратиться в позитивную, способную положительно решать возникающие в обществе проблемы.
В процессе оформления идей о социологии как самостоятельной науке Контом были выделены два ее раздела:
- Социальная статика
- Социальная динамика
Социальная статика занимается изучением структуры и процесса функционирования общества, основных и необходимых условий для его существования и развития.
В социальной статике общество представляется в состоянии покоя, равновесия. Ярким примером социальной статики Конт называл семью, как первичную ячейку, несущую в себе основы социальной жизни человека и осуществляющую процесс передачи базовых социальных навыков от поколения к поколению.
Особую роль в жизни общества Конт отводил морали и религии, как важнейшим факторам достижения консенсуса.
Социальная динамика занимается изучением основных законов развития общества в динамике, при переходе из одного состояния в другое.
Конт отождествлял социальную динамику с теориями социального прогресса в обществе. В рамках изучения теории социальной динамики Контом был сформулирован закон «трех стадий», который говорил о том, что все человечество в процессе своего развития проходило три основополагающих этапа: теологический, метафизический и позитивный. Рассмотрим их более подробно.
Стадии развития человечества по О. Конту
Для теологической стадии, по мнению О. Конта, характерно признание того факта, что за всеми явлениями природы и жизни человека стоят сверхъестественные силы. Таким образом, можно говорить о том, что на данном этапе развития общественного сознания преобладает идея религиозной мифологии. К концу данной стадии происходит переход к монотеизму и вере в одного бога. Завершил свое существование этап теологии в 1300 году.
Метафизическая стадия базируется на идее о том, что человек в своих размышлениях и попытках изменить общественную жизнь опирается не на воображение, а на понятия, которые отражают реальные процессы внешнего мира. Однако из-за слабого развития науки эти понятия очень абстрактны.
Для позитивной стадии, которая началась в 1800 году, характерно то, что человек начал строить свои суждения и выводы основываясь на научных исследованиях и наблюдениях. Признавая отсутствие возможности для постижения абсолютных знаний, человек на данном этапе отказывается от исследований происхождения и назначения Вселенной, от изучения внутренних причин явлений и полностью погружается в опытное изучение реально действующих законов и закономерностей, которые обуславливают происходящие в обществе изменения.
Понимание данных закономерностей необходимо для того, чтобы иметь возможность учитывать и предвидеть результаты их действия.
Для истинной науки, по мнению Конта, характерно сочетание наблюдения и предвидения. Именно в рациональном предвидении Конт видел основное практическое назначение социологии.
Согласно идеям Конта, закон «трех стадий» является универсальным, эти стадии проходит не только человечество в целом, но и каждая наука и даже отдельный человек, как личность.