Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних – это совокупность правовых, социальных, педагогических и других мер, которые направлены на выявление и устранение условий и причин, способствующих формированию безнадзорности, беспризорности, антиобщественных действий и правонарушений и реализуются в совокупности с профилактической работой с различными группами несовершеннолетних и их семьями.
Теоретические основы профилактики безнадзорности
Профилактика безнадзорности регулируется на федеральном уровне. В системе профилактики безнадзорности фигурирует ряд понятий:
- правонарушение,
- индивидуальная профилактическая работа,
- административное правонарушение,
- несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, и др.
Целесообразно привести примеры определений некоторых из указанных категорий.
Правонарушение – это комплексное понятие, которое означает деяние, нарушающее нормы права, а также представляет собой юридический факт, предусматривающий виновное деяние, которое совершается умышленно или по неосторожности.
Индивидуальная профилактическая работа – это комплексная деятельность по своевременному выявлению семей и несовершеннолетних, которые находятся в социально опасном положении и нуждаются в социально – педагогической реабилитации с целью предупреждения поведенческих и психологических девиаций.
Административное правонарушение – это виновное действие (бездействие) противоправного характера, совершаемое физическим или юридическим лицом, за которое Административным Кодексом Российской Федерации или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, – это индивид в возрасте до 18 лет, который находится в потенциально опасной обстановке, вследствие безнадзорности или беспризорности, представляющей опасность для его жизни и здоровья, не отвечающей гигиеническим или психологическим нормативным требованиям.
Причины совершения подростком противоправных действий
Для того, чтобы эффективно организовывать профилактику безнадзорности несовершеннолетних необходимо своевременно выявлять причины совершения подростком противоправных действий:
- отхождение подростком от границ допустимого поведения вследствие постепенного падения в «моральную пропасть»;
- наличие семейного неблагополучия. Поскольку семья является важнейшим институтом социализации, то нарушение внутри нее существенно влияют на личность на всех этапах ее развития;
- наличие неблагоприятного бытового окружения. При этом происходит превращение больших семей в малые, рост числа однодетных и неполных семей, дезорганизационные процессы внутри семей. Все это повышает необходимость для детей искать общения за пределами дома. Дети часто испытывают дефицит эмоциональных контактов;
- средства массовой информации, существенно влияющие на несовершеннолетних. Кино, интернет, телевидение формируют у детей навыки агрессивного поведения, не выходя из дома;
- подстрекательство взрослых. В данном случае подстрекательство состоит с склонении к противоправным поступкам и вовлечении детей в преступление. Несовершеннолетние дети становятся зависимыми от поведения взрослых, которое называют девиантным.
Современные несовершеннолетние имеют низкую степень правовой грамотности. Правовая безграмотность является одной из причин совершения преступлений и правонарушений. Учащиеся не всегда знают, что моральный запрет может быть подкреплен законодательно и не придают значения собственным противоправным действиям. Среди них можно отметить кражи, драки, истязания, прямой кибербуллинг.
Кибербуллинг – это вид травли, преднамеренные агрессивные действия систематически на протяжении длительного периода, осуществляемые группой или индивидом с использованием электронных форм взаимодействий, направленных против жертвы, которая не может себя защитить.
Основы и задачи профилактики безнадзорности
Таким образом, основой профилактики безнадзорности несовершеннолетних является правовое воспитание детей и образование взрослых.
Правовое воспитание — это процесс организованного воздействия на личность, формирование правового сознания и поведения юного гражданина. Правовое воспитание ориентировано на осознанное восприятие юридических законов, правовых норм и обязанностей.
Кроме того, в основе профилактики безнадзорности несовершеннолетних лежит работа с семьями, которые находятся в социально опасном положении. Среди них: малообеспеченные семьи, неполные семьи, семьи с безработными и злоупотребляющими алкоголем родителями.
При этом государство должно быть гарантом социальной защиты и социальной адаптации несовершеннолетних. Необходимо не просто проводить единичные уроки нравственного и правового воспитания, но и создавать полноценные, достаточные ресурсы, чтобы обеспечить детям из групп риска нормальные условия для учебы, работы и т.п.
Среди задач профилактики безнадзорности можно выделить:
- оказание социально – психологической помощи несовершеннолетним, которые имеют отклонения в развитии или проблемы в образовательном процессе;
- выявление семей и несовершеннолетних, которые находятся в социально – опасном положении;
- обеспечение спортивного досуга для школьников с целью формирования положительной наполняемости их свободного времени и пр.
Под профилактикой понимается научно обоснованные и своевременные действия, которые позволят минимизировать возможные физические и социокультурные последствия у отдельных индивидов и семей группы риска.
Профилактика безнадзорности должна иметь ранний характер, научную обоснованность и своевременность. Целесообразно всеми способами устанавливать утраченные безнадзорным ребенком социальные контакты. Профилактика требует высокой степени ответственности и комплексного подхода, стремления к стабилизации существования социального пространства.