Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Процесс "управления впечатлениями"

Сущность теории «управления впечатлениями»

Если Кули и Мид занимались исследованиями «зеркального Я» и изучением «обобщенного другого» в рамках социологии и социальной психологии, то другой известный исследователь – Ирвинг Гоффман (1922-1982 гг.) дополнил их исследованиями, а заодно и наши представления о самих себе как о участниках социальных процессов.

Так, Кули и Мид актуализировали вопрос о том, каким образом формируются представления человека о самом себе в процессе социального взаимодействия с другими участниками общественного процесса. Также они исследовали то, как человек может научиться заранее планировать свои действия, причем на основании тех данных как о самих себе, так и о своем поведении, которые он черпает у других людей. Гоффман, развивая эту мысль, делает акцент на еще одной, немаловажной проблеме. Он отмечает, что только путем воздействия на представление других людей о самом себе человек способен контролировать свою жизнь, а также те благоприятные (и неблагоприятные) ситуации, в которых он может оказаться.

Каждый из нас заинтересован в том, чтобы предстать перед другими членами общества в более выгодном свете, чтобы у них сложилось благоприятное впечатление. Большую роль играет и то самое «первое впечатление», по которому в дальнейшем могут судить человека. Оно может быть, как благоприятным, так и неблагоприятным, и изменить его в дальнейшем представляется довольно сложной задачей.

Замечание 1

Этот процесс Гоффман назвал «управлением впечатлениями». В данном случае, мы скрываем некоторые черты, которые могут испортить о нас впечатление, но при этом намеренно демонстрируем те, которые, как нам кажется, проявляют нас в более лучшем свете.

Безусловно, теория очень интересна, и с психологической, и с социологической точки зрения. единственное, на чем делает акцент автор – на том, что многие люди начинают попросту играть, специально принимая на себя такие роли, чтобы казаться более милыми, доброжелательными, снисходительными, хотя в обычной жизни они могут быть вовсе не такими. По этой причине, Гоффман рассматривает театральные постановки в качестве аналитической аналогии и средства отображения и, соответственно, понимания общественной жизни.

«Процесс "управления впечатлениями"» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Замечание 2

Этот аспект получил название «драматургический подход». Жизнь в обществе, согласно ему, – это сцена, на которой люди взаимодействуют друг с другом. Они принимают на себя разные роли в зависимости от сложившейся ситуации.

Люди могут также одновременно принимать на себя две ключевые роли:

  • Роль актера – человека, который разыгрывает роль для того, чтобы оказаться в более выгодном положении;
  • Роль зрителя – человека, для которого другие играют роли, чтобы получить от него одобрение и положительную оценку.

Процессы формирования и управления впечатлениями

Замечание 3

Как мы уже отметили ранее, управление впечатлением – это процесс, который может контролироваться со стороны субъекта. Это значит, что человек может намеренно выстраивать свое поведение таким образом, как это будет выгодно именно ему, чтобы добиться желаемого результата.

У людей часто возникает потребность в том, чтобы контролировать то, как их воспринимают другие люди. Такая мотивация и, что самое главное, ее степень, будут напрямую зависеть от таких факторов, как значимость произведенного впечатления применительно к стоящим перед личностью задачам, а также ценностью этих задач и расхождению между тем впечатлением, которое человек желает произвести на окружающих.

Формирование впечатления – также еще один немаловажный процесс. Именно он определяет, какого рода впечатления хотят произвести люди друг на друга, и какими средствами они пользуются для этого. Кому-то достаточно просто доброжелательно относиться к окружающим, а кому-то приходится проделать над собой очень серьезную и кропотливую работу. Особенно это касается людей, которые изначально вели совершенно другой образ жизни, и теперь им необходимо «влиться» в новый коллектив, быть принятым его членами.

Формирование впечатления – это более широкий подход к пониманию концепции «управления впечатлениями», и авторами выявляются несколько факторов, которые наиболее тесно связаны с типами впечатлений, которые люди стремятся сформировать для достижения поставленных целей:

  • самоидентификация,
  • желаемый и нежелаемый имиджи,
  • ролевые ограничения,
  • конечные ценности,
  • уже имеющийся социальный образ, который сформировался в рамках других ситуаций.

Безусловно, управление впечатлением – процесс очень сложный, и по этой причине разработчиками выделяется две ключевые стратегии по управлению. С одной стороны, если человек пытается взять на себя минимум ответственности за какое-либо возможное (или уже совершенное) негативное событие, или же хочет просто держаться подальше от неприятностей, то он может применить стратегию недопущения понижения в своем социальном статусе. Но есть и вторая стратегия – если люди хотят, чтобы с ними в максимальной степени ассоциировался только положительный результат, или в целом желают выглядеть лучше (даже лучше чем то, какие они есть на самом деле), то они пользуются стратегией увеличения шансов на продвижение вверх по социальной лестнице.

Таким образом, некоторые имеют смелость брать на себя риски, и тем самым могут добиваться даже большего успеха, чем те люди, которые стремятся быть просто «положительными персонажами», оставаясь постоянно на своей позиции, не допуская мысли продвигаться вверх, ведь там их ожидает больше обязательств и, соответственно, больше ответственности за содеянные поступки. Каждая стратегия имеет свои черты. Например, недопущение понижения в социальной лестнице – это обоснования, извинения и отстранение в целом. Что касается стратегии увеличения шансов на продвижения, то она характеризуется приписыванием, наращиванием, выявлением преград и ассоциированием. Каждый человек, в зависимости от выбранной стратегии, в дальнейшем будет сам решать, какое впечатление он желает произвести, будет формировать свои характеристики, менять внешний вид и внутренние качества.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 31.07.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot