Отчуждение как социальный феномен
Отчуждение – это философская категория, которая прошла несколько этапов эволюции в работах таких исследователей, как Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо, Г. Гегель и К. Маркс. Сегодня это понятие широко используется в трудах исследователей, которые занимаются углубленным анализом проблем общества.
Особое внимание философы уделяли изучению категории отчуждения как процесса, который формируется в результате разделения труда. Эта проблема остается актуальной и по сей день. В современном обществе развита частная собственность, наблюдается строгое разделение труда, а труд постепенно перестает выражаться в творческом потенциале человека. Эксплуатация выходит на уровень труд-товар и отдаляется от самого рабочего. Таким образом, труд может присваиваться владельцем средств производства, а предметы, которые становятся продуктами труда, существуют вне зависимости от тех, кто стал их непосредственным производителем.
Общество также претерпевает значительные изменения. Информатизация всех процессов и внедрение технологий поднимает общество на новый уровень. Ему характерны такие черты, как:
- Активное внедрение и распространение научно-технических и технологических разработок;
- Внедрение информационных и коммуникативных технологий;
- Развитие новых научно-исследовательских отраслей;
- Выход на новый уровень цивилизационного развития.
Таким образом, отчуждение затрагивает и отношения между индивидами. Отсюда и новое определение этого понятия.
Социальное отчуждение – это состояние социальных отношений между индивидами и социальными группами, которое выражается в низкой степени интеграции индивидов в единые процессы, в размытии социальных общих ценностей.
Дистанция или изоляция лишь усиливаются, а люди, которые существуют в этом состоянии, считают его абсолютно приемлемым и нормальными. Между людьми или группами образуется огромная социальная и ценностная пропасть, которую с каждым годом становится все сложнее преодолеть.
Это выражается в самых элементарных социальных ситуациях. Сотрудники, которые находятся в одном помещении, практически не взаимодействуют друг с другом. Все поручения рассылаются через электронную почту или мессенджеры. Видеться с родственниками лично совсем необязательно, ведь теперь можно созвониться с ними по видеосвязи и обсудить последние новости именно таким образом. К счастью, современная эпидемиологическая ситуация показала, что социальное отчуждение может нести в себе не только вред, но и пользу. Люди, оказавшись в условиях самоизоляции, но при этом владеющие всеми возможностями для общения без непосредственных встреч, смогли поддерживать отношения друг с другом. Это же касается и рабочих моментов, перехода на дистанционный режим работы и дистанционное образование. Благодаря развитым технологиям мир не стоял на месте, хотя в такое непростое время были и свои крупнейшие потери, которые привели к кризисным ситуациям.
Социальное отчуждение как социологическая теория была разработана несколькими классическими и современными теоретиками. Концепция имеет множество применения в конкретных дисциплинах, а также ее относят субъективно к личному психологическому состоянию индивидов. А вот что касается социальных отношений, то в данном случае отчуждение – это скорее объективное описание текущего состояния общества, которое может обостряться или уменьшаться в зависимости от внешних изменений и внутренних факторов.
Проблема отчуждения в социологии
Отчуждение в социологии соотносится с понятием социальной изоляции. Это состояние, которое выражается в чувстве полной или частичной изолированности от своего сообщества. Такие исследователи, как Нил и Коллас подчеркивают центральную роль социальной изоляции и отчуждения в современном мире. Несмотря на то, что изоляция воспринимается как форма личностного стресса, источники этого состояния укоренились в социальной организации современного мира. Большая часть современного повседневного взаимодействия связана с теми, кто оказывается человеку совершенно незнакомым, и постоянных отношений с этим человеком у индивида нет. Поэтому он осторожничает, присматривается, не до конца сближается, понимая, что эти взаимоотношения могут остаться лишь на зарождающемся уровне.
Отечественные исследователи также затрагивают тему социального отчуждения, подчеркивая, что в современном мире оно лишь усиливается. Особое внимание следует уделить положению дел в России. Например, в работе Ф. И Минюшева выявляется ряд уровней отчуждения, которые могут быть характерны именно российскому обществу. Это:
- Социально-экономическое отчуждение;
- Политическое отчуждение;
- Этническое отчуждение;
- Духовное отчуждение.
Социально-экономическая форма отчуждения в российском обществе выражается через показатели дифференциации доходов. Есть прослойка богатых, прослойка среднеобеспеченных и огромный пласт бедных. Бедная категория граждан отчуждена от многих благ, которые могли бы улучшить их жизнь. Но что самое главное – бедные очень отчуждены друг от друга, поскольку они по большей части сконцентрированы только на своих проблемах и сложностях.
Политическое отчуждение иногда принимает откровенно враждебные формы. Власть вообще выстраивается на конфликте интересов. В политике всегда есть доминирующие и те, кто им подчиняется. Сложившиеся общественные группы отличаются друг от друга интересами, потребностями и идеологическими ориентациями. Государство выступает в качестве совокупного капиталиста, которые генерирует и совмещает в себе все эти противоречия, принимая одну сторону и выступая от ее имени.
Этническое отчуждение выражается в волнах ксенофобии, агрессивности в отношении отдельных этносов, наций и народностей. Многонациональное российское государство неминуемо столкнулось бы с такой формой отчуждения, поскольку на территории одной страны уживаются десятки, а то и сотни различных наций и народной, у каждой из которых есть свои интересы, потребности и идеологические ориентации.
Духовное отчуждение проявляется в манипулировании сознанием людей, особенно учитывая, что сегодня манипуляция может происходит со стороны средств массовой информации. Распространяются социальные и информационные, религиозные мифы и предрассудки, которые приводят к стереотипизации мышления.