Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Образ ребенка в рассказах Петрушевской Людмилы

Замечание 1

Пушкинская премия — это самая престижная литературная премия дореволюционной России.

Мир детства в прозе Л. С. Петрушевской

В прозе Л.С. Петрушевской поднимаются вечные жизненные вопросы любви и ненависти, добра и зла. Произведения писательницы повествуют о человеческих взаимоотношениях, пусть и в несколько непривычной форме.

В СССР вместе с перестройкой начался и период новой современной литературы, который сделал возможным возвращение в литературный процесс авторов и произведений, не вписывавшихся в формат отечественной литературы:

  • Творчество авторов-эмигрантов;
  • Произведения советских авторов, которые идеологически или эстетически не вписывались в официальную советскую литературу.

И одним из таких авторов стала Людмила Петрушевская.

Ее проза обращена к проблеме детской отчужденности. Мир детства в произведениях Петрушевской отражается сквозь призму ее детских воспоминаний. В ее творчестве прослеживается объективная связь произошедших в стране изменений и периода изменения жанровой направленности произведений. Произошедший перелом сознания заставил творческое начало Петрушевской обратиться к своим истокам, на бумаге воссоздать те переживания и эмоции, которые до этого момента были скрыты не только от посторонних, но даже от самого автора.

Образ ребенка часто представляется автором посредством литературной сказки. В произведении «Маленькая девочка из «Метрополя»» образ ребенка становится ведущим. В этом произведении возникают образы двух героиней – маленькой девочки и рассказчицы, вспоминающей свое прошлое и пытающейся восстановить некоторые моменты своей жизни по памяти или по рассказам знакомых и родственников. Ребенок в произведениях Петрушевской обладает своим характером, внутренним миром, формой поведения. Характеризуя ребенка, она показывает обычного, по основным этапам развития, и необычного, вследствие особых жизненных условий. Так, в «Маленькой девочке из «Метрополя»» Петрушевская показывает, как окружающая среда превратила ребенка в одичавшее существо, оказавшееся в сложных жизненных обстоятельствах.

«Образ ребенка в рассказах Петрушевской Людмилы » 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

При анализе мира детства в рассказах Петрушевской напрашивается вывод о том, что отчужденность часто проявляется как чувство бессилия перед повседневными проблемами, как чувство бессмысленности всего происходящего. Отчужденность – это охлаждение и разрыв с ближайшим окружением, потеря социальных связей.

Героиня рассказа «Маленькая девочка из «Метрополя»» ощущает отчужденность от коллектива детей, общества, но самое главное, от родителей. Л. Петрушевская, выявляя характерные типы детской отчужденности, не пытается преобразить мир, изображая идеал, а наоборот, стремится отразить лишь существовавшую действительность.

В своих произведениях писательница воплощает жизненную правду, с которой пришлось столкнуться ей самой. У Петрушевской отчуждение – это единственный путь существования, способ переживания себя в мире. И отчуждение – это, что неразделимо с ее личностными и творческими установками. Писательница испытала в жизни много трудностей, и существование своих героев она переживает, принимая их боль как свою.

Замечание 2

Главное в писательской рефлексии Петрушевской – проблема существования человека с его коллизиями, драмами, с его стремлением к самореализации.

«Изнаночный мир» семьи в произведениях Л.С. Петрушевской

Проблема «отцов и детей» раскрывается в ряде рассказов Л. Петрушевской, в их числе:

  • «Свой круг»;
  • «Рассказчица»;
  • «Материнский привет»;
  • «Бедное сердце Пани»;
  • «Дочь Ксения»;
  • «Случай Богородицы» и т.д.

В прозе Петрушевской разрушается вечный миф «Мой дом – моя крепость». В ее произведениях дом, напротив, оказывается полем битвы, а цепочка «дочь-мать-бабушка» - центром мира, в котором нет любви.

Дети и внуки в произведениях Петрушевской, как отметила О. Славникова, это «подкидыши хаоса», которые случайно взялись из ниоткуда. Весь позитив чувств любви, доверия, стремления помочь, жалости писательница рассматривает как иллюзия.

Героини ее произведений не удовлетворены своей настоящей жизнью. Быт, который несчастливо сложился не по их вине, высасывает из женщин всю энергию. И судьба маленького человечка представляется безрадостной. Писательница, руководствуясь реальностью, разрушает мифы о любви между женщиной и мужчиной, о семье и о счастье.

Персонажи произведений писательницы проживают несчастливую, трудную жизнь, а условия существования притупляют их светлые чувства. Мир рассказов Петрушевской – это «изнаночный мир», угрюмый, болезненный, не приукрашенный светлыми, благородными чувствами и порывами души. В ее произведениях мужчины играют незавидную роль. Они могут отступить, проявить слабость, спрятаться, исчезнуть, бросить. Семя существует по законам «женского мира». а женщине необходимо жить и выживать в любых обстоятельствах.

В цикле «Непогибшая жизнь» есть рассказ «Как ангел». По сюжету этого произведения два одиноких, некрасивых и уже немолодых человека в одной экспедиции нашли друг друга. Через девять месяцев у них родился свой ангел. Девочку, которая родилась больной, «как бы в насмешку» назвали Ангелиной. «Ангела» любила и баловала вся большая семья ее немолодого отца. Девочка привыкла получать подарки, неважно, чей это день рождения. И к пятнадцати годам «Ангел» стала уже открыто требовать свою долю на «праздниках жизни». Она никак не могла понять, что справедливого распределения и добра нет, что нельзя просто так подойти и взять, что понравилось, съесть, что захочется. Ангелина не понимала, что в этом ужасном мире все разделено на «твое» и «мое».

Семья, потакая всем капризам, сделала из ребенка нечто уродливое. Ангелина стала отражением пороков людей, окружающих ее. Но любили ли ее родные по-настоящему? Скорее всего, нет.

Петрушевская сострадает своим героиням. Главной темой многих ее произведений является судьба женщины в этом жестоком и ожесточающем мире. Поэтому женщины в ее рассказах не милые и не обаятельные - они злы и циничны, но эта жестокость и злоба – ради детей.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 13.10.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot