Характеристики и свойства массового поведения
Массовое поведение – это однотипные формы поведения большого числа людей, выступающие результатом их реакции на какой-либо социально значимый раздражитель
Массовому поведению характерна разбросанность людей в пространстве. Но несмотря на это, они постоянно находятся в осознанном контакте с другими людьми, обмениваются с ними информацией, общаются, могут вступать в производственные отношения и связи. В науке массовое поведение отделили от поведения толпы. Но при этом некоторые социологи продолжают соотносить эти понятия, поскольку и масса, и толпа имеют очень схожие характеристики. Поведение толпы нестойкое, оно эпизодическое и проявляется только тогда, когда происходят события, способные объединить толпу. Если же единое событие отсутствует, или никакого явления, интересного толпе, нет, то это приводит к тому, что человек перестает быть частью толпы. Как следствие, он перестает перенимать поведение толпы, но может стихийно стать вольным или невольным участником нового события, в котором будет ощущать собственную значимость и принадлежность к определенным процессам.
Если же человек стал частью массы, то он не имеет возможности совершать разрушительные действия. Коллективное поведение масс отличается тем, что люди больше взаимодействуют друг с другом, индивидуально, а не в составе обширной социальной группы. Их действия имеют одно направление, что может сказываться на обществе и на общественных событиях. Массовое поведение может привести к серьезным социальным трансформациям, появлению новой реальности, к которой хотели бы присоединиться другие люди. Яркими примерами массового поведения в обществе можно назвать:
- Исход беженцев из бывших советских республик;
- Эмиграция;
- Массовый спрос на определенный набор товаров и услуг.
Массовое поведение формируется не просто так, первая предпосылка – это формирование моды, слухов и модной манеры поведения. Развиваются и массовые пристрастия, но происходит это не сразу, а постепенно. Сначала у человека или социальной группы возникает просто интерес к какому-либо явлению. Обычно этот интерес развивается на уровне одного человека или малой социальной группы. Стоит сделать акцент на том, что массовое сознание индивидуально, группового характера тут вряд ли стоит искать. Оно может совпадать с мнением и сознанием многих других членов общества, если они имеют те же социальные ориентации, интересы и потребности.
Следующий этап – демонстрация положительных характеристик, которые связаны с интересным для человека или малой социальной группы явлением и предметами. Например, может быть очевидным, что явление положительно влияет на развитие человека, его здоровье, внешний вид или личное самоощущение. Это же явление может хорошо воздействовать на окружающую среду, особенно если человек, который им заинтересовался, стал защитников природы. Не исключено и мистическое воздействие, но оно прослеживается на уровне идеологии. Важно, чтобы одновременно несколько человек поверили в это, сумели сойтись во мнении о том, что это явление действительно сможет сказаться на них и в настоящее время, и в обозримом будущем.
Пристрастия распространяются постепенно, и постепенно от малых социальных групп они переходят на более широкие массы. Для этого индивиды пользуются каналами коммуникации, беседуют друг с другом, используют средства массовой информации для укрепления позиции этого явления. СМИ позволяют транслировать информации о явлении, чтобы о нем узнало как можно больше людей.
Таким образом, массовое поведение в буквальном смысле этого слова массовое. Но, в отличие от поведения толпы, массовое поведение обладает собственной уникальной структурой. Оно формируется поэтапно, в нем нет места стихийность и внезапности. Массовое поведение соответствует тем уровням, на которых в настоящее время развивается общество. В научной сфере массовым поведением интересуются представители многих дисциплин, в частности:
- психологии;
- социологии;
- социальной психологии;
- педагогики.
Экономика и политика так же испытывают влияние массового поведения. Исследователи подчеркивают его большую роль в развитии современного общественного сознания в целом. Массовое поведение имеет системообразующее значение, поэтому ему посвящено очень много исследовательских и аналитических работ. Заслуги социологов и социальных психологов ставятся во главу угла, поскольку уже с их стороны массовое сознание выступает в качестве особой категории и даже феномена.
Виды массового поведения
Продолжая тему массового поведения и массового сознания, следует упомянуть о том, что оно бывает нескольких видов. Каждый вид имеет свои характеристики и свойства и отличается от остальных набором формообразующих факторов. Однако есть и некоторые сходства. Например, почти всегда виды массового поведения и массовых действий имеют негативный характер. Они могут возникать на уровне слухов или по причине того, что участники события запаниковали и утратили возможность рационально и адекватно оценивать все происходящее вокруг.
Массовые действия – погром, бунт, массовая истерия – это тоже проявления массового поведения. Протест может принимать определенные формы, например, активный или пассивный виды протеста, они в свою очередь могут быть открытыми или скрытыми. То же касается и других видов массового поведения. Открытый пассивный процесс – это прямые действия, которые направлены на неподчинение социальным нормам, на отказ от выполнения каких-либо видов работ. Сюда относят подстрекательство, полное игнорирование работ и действий. И за это обычно на человека накладываются санкции.
Открытые активные процессы предполагают митинги и демонстрации. Но они не всегда негативны. Например, если говорить о влиянии моды, то человек может открыто заявлять о своих модных предпочтениях, и он открыто демонстрирует их.