Идеи Эмиля Дюркгейма
Эмиль Дюркгейм является одним из самых известных социологов и философов. Ученого по праву признают основателем французской социологической школы, и генератором множества других идей. Прежде всего, это идея структурно-функционального анализа, который по сей день используется современными социологами как один из самых популярных методов исследования. Также благодаря разработкам Дюркгейма социология смогла выйти на качественно новый уровень, что сделало ее самостоятельной наукой.
В период с 1898 года по 1913 год Эмиль Дюркгейм был руководителем влиятельного издания под названием «Социологический ежегодник». Это издание является первым в мире специализированным сборником статей по социологии. Сотрудниками издания была образована Французская социологическая школа. Центральная ее проблематика состоит в том, чтобы рассмотреть все аспекты социальной солидарности, которая стала весьма значимой на рубеже 19-20 веков.
Благодаря Эмилю Дюркгейму была разработана четкая концепция предмета социологии, и именно в связи с этим Дюркгейм считается классиком теории социологического метода и особого подхода – социального реализма. К основным положениям социологии, в соответствии с разработками Эмиля Дюркгейма, можно отнести следующие:
- Общество – это неотъемлемая часть объективной реальности. Общество также включено в общий порядок развития природы, но при этом обладает своими специфическими чертами и особенностями.
- Общество первично, если мы говорим об отношении общества к составляющим его людям
- Социальные факты, которые исследуются социологией, объективны. Они не могут зависеть от личного мнения индивида, от человеческого произвола, поскольку факты остаются фактами.
По мнению Дюркгейма, социология должна изучать социальную действительность, которая есть на самом деле. Она обладает огромным количеством специфических качеств и черт, и по этой же причине в рамках социологии должна использоваться собственные специфические методы, которые обладают уникальными чертами и набором характеристик в зависимости от сферы, в которой эти самые методы применяются исследователем.
Социальные факты – это предмет изучения социологической науки. Они существуют вне жизнедеятельности индивида, но могут оказывать на его жизнь огромное воздействие.
Задачи социологической науки сводятся к элементарному обоснованию и пониманию, что именно мотивирует человека вступать во взаимосвязи с другими членами общества, и почему для индивида стабильность в социальном порядке является самой важнейшей ценностью. Также крайне важно определить, какие законы могут контролировать межличностные процессы и управлять ими. Социология по Э. Дюркгейму – это свободная объективная наука, которая не имеет в своем бэкграунде никаких предрассудков или спекуляций, в связи с чем она в большей степени предпочтительна в рамках исследований социальной реальности, чем какие-либо иные научно-исследовательские направления.
Положения социологии Дюркгейма
С точки зрения исследовательских взглядов Эмиля Дюркгейма и французской социологической школы, основателем которой он является, общество предстает перед нами в качестве системы нравственных связей, которые образуются между людьми. Эти отношения могут быть навязаны человеку, могут принуждать его к осуществлению той или иной деятельности. Общество нуждается в том, чтобы его изучали, и делать это можно через анализ отдельных социальных фактов. Причем, социальные факты должны соответствовать категориям социального.
В социальных фактах важную роль играет сознание человека. Оно может рассматриваться с точки зрения двух своих форм:
- индивидуальное человеческое сознание;
- коллективное сознание.
Коллективное сознание может проявляться в качестве некоторых коллективных представлений, которые могут сделать общество однородным, более стабильным и устойчивым, а это играет немалую роль в исследовании современной социальной реальности.
Дюркгейм придавал большое значение концепции социальной солидарности. Он стремился реализовать ее в любых ситуациях, которые сменяют друг друга на каждом историческом этапе. С позиций солидарности человек может понять, как он поступает, как его поступки сказываются на жизнедеятельности других людей, и могут ли данные действия создать ситуации риска. К тому же, в рамках либеральных позиций солидарность могла бы помочь достигнуть мирного разрешения противоречий, с учетом интересов не только богатых категорий населения, но и беднейших слоев, которые как раз чаще, чем все остальные, подвергаются давлению со стороны.
Также очень важно указать на такие положения, как выделение объективной социальной действительности и в качестве сферы бытия, и в качестве отдельного вида деятельности. Социальная действительность может быть выделена по отношению к биологической природе человека или к его эмоционально-психическому началу. В любом случае, возрастает роль человеческой личности, ее установок, ценностных ориентаций, желаний и возможностей, стремлений удовлетворить свои потребности. Индивидуальное поведение теперь регулируется объективными нормами контроля, которые распространяются на все категории общества.
Общество рассматривается в качестве особой структуры, где все элементы очень тесно взаимосвязаны друг с другом. Особенность состоит в том, что каждый компонент общества наделен своими функциями, и при должном их исполнении общество в целом может успешно функционировать. Если нарушится жизнедеятельность какого-либо элемента, то это попросту может привести к тому, что будет разрушена вся социальная система. В систему входят социальные институты, которые в основном отвечают за четыре ключевые сферы жизни общества: социальную, экономическую, политическую и духовную. Между ними существуют зависимости, они могут соединяться друг с другом, образуя совершенно новую систему со своими направленностями действий.