Характеристики русской социологической школы
Русская социологическая школа, в отличие от европейских и западных школ, стала формироваться значительно позже. Обусловлено это тем, что в нашей стране всегда хотели идти собственным самобытным путем, и поэтому исследователи стремились к тому, чтобы раскрыть особенности именно отечественных реалий, не обращая внимания на то, что разрабатывалось и предлагалось за границей.
Одним из самых известных представителей российской социологической школы является М.М. Ковалевский. Нельзя не упомянуть в этом контексте и имена социально-политических мыслителей и революционеров – Чаадаева, Бакунина, Кропоткина, Лаврова и Михайловского. Менее масштабные, но не менее значимые исследования были проведены Данилевским. Но, по сути, именно М.М. Ковалевский стал первым представителем социологической науки в России. Его идеи затрагивают ключевые проблемы, с которыми общество столкнулось на рубеже 19-20 веков. Значимых результатов Ковалевский достиг при углубленном анализе и изучении структуры родового строя. Он как раз доказал, что строй имеет множество общих черт и характеристик в развитии различных стран.
Марксизм в рамках русской социологической школы рассматривался в качестве одного из возможных вариантов, который может стать отправной точкой в революционных настроениях России. При этом большое внимание уделялось рассмотрению так называемого ортодоксального марксизма (Зибер, Плеханов, Ульянов-Ленин) и неортодоксального (его еще также называют «легальный марксизм»).
Теоретико-методологический принцип, который лежит в основе исследований, проводимых представителями русской социологической школы, состоит в том, что история человечества понимается с точки зрения материализма. Это значит, что принцип материализма используется для разъяснения отдельных действий индивида, его мотивов и причин, по которым он поступает именно так, а не иначе. К тому же, материализм отлично подходит и для того, чтобы анализировать более крупные социальные группы.
Есть и авторы, которые отрицают идею того, что Россия следует по своему собственному пути, из-за чего она нуждается в разработке большего количества теоретических и практических материалов, чтобы не опираться на уже имеющиеся разработки, а окунуться в индивидуальные идеи и видение мира. Такого мнения придерживаются такие авторы, как:
- Г.В. Плеханов;
- Н.И. Зибер.
Им принадлежат идеи социологического обоснования необходимости вести политическую борьбу для того, чтобы разрешать более актуальные и насущные проблемы представителей угнетенных классов. В их концепциях прежде всего объектом становится именно рабочий класс, который и приковывает к себе внимание исследователей. Говоря о таком процессе, как борьба за государственные властные полномочия, исследователи подчеркивают, что именно он является ключевым вопросом в рамках политики. В то же время, народничество и его представители отрицают государство.
Направления в русской социологической школе
В нашей стране социология все более активно начала развиваться в 60-е годы 19 века, ведь именно тогда общественности стали доступны переводы научных трудов зарубежных исследователей. Испытывая уверенность в том, что в России идеи также следует развивать, но учитывать особенности нашей страны, авторы также разбились на несколько направлений. В каждом направлении по-своему рассматривались идеи социологического развития, а также взаимодействия различных сфер жизнедеятельности:
- Социальной;
- Экономической;
- Политической;
- Духовной.
Всего развитие социологии в нашей стране можно разбить на несколько основных этапов, и каждый этап имеет свои особенности и характерные черты. Первый этап приходится на 1860-1890 годы. В это время идеологами были Лавров и Михайловский, которые развивали особое направление, получившее название «этико-субъективная школа». Мыслители придерживались мнения о том, что субъективизм в исследованиях явлений социума должен обязательно сочетаться с субъективными оценками, которые дает сам исследователь.
Наряду с субъективной социологией важную роль играет и позитивизм, который все же был заимствован из западных разработок. В основном развитием позитивизма считается М.М. Ковалевский, который одним из первых предложил совершенно новый метод в социологии – сравнительно-исторический. Благодаря этому методу исследуется генезис народов, которые относятся не только к разным странам, но и к самым разным эпохам развития общества.
В российской социологии также развивалось психологическое направление, а его представителями стали Кареев и де Роберти. Де Роберти понимал социологию как обобщающую все теоретические разработки науку, которая нацелена на то, чтобы открывать совершенно новые законы, которые в дальнейшем будут управлять возникновением и развитием духовной формы жизнедеятельности. Кареев ориентировался на исследование духовного взаимодействия людей. Он считал, что именно в этом взаимодействии кроются самые определяющие факторы человеческого бытия.
В. Соловьев и Н. Бердяев утверждали, что истинной социологией может быть только та наука, которая способна сформировать вокруг себя идеологию национального духа. Таким образом, на социологической науке лежит ответственность за формирование норм и ценностей, установок, поскольку благодаря этому люди начинают лучше понимать друг друга, взаимодействовать друг с другом, вступать во взаимозависимости.
Огромный вклад в российскую социологию был внесен Питиримом Сорокиным. Он разделил науку на три ключевых раздела, в каждом из которых анализируются собственные проблема. Это и социальная аналитика, и социальная механика и, как ни странно, социальная генетика. Каждое направление исследовало структуру социального явления, его роль в развитии социальной жизни и отдельных ее институтов, и сфер. К тому же, важная роль отводилась изучению взаимодействий и взаимозависимостей, которые возникают между людьми в различные исторические периоды развития.