Социальная политика в условиях модернизации общества
Когда мы анализируем модернизационные процессы, происходящие в обществе, мы всегда должны обращать внимание на то, что эти процессы затрагивают абсолютно все сферы жизни социума. Не стала исключением и социальная политика.
Модернизация рассматривается исследователями в качестве процесса, который весьма разнообразен и обширен. Это не только модернизация тех механизмов, которые реализуют социальную политику на практике, - это также и модернизация самой модели социальной политики, которая принята в государстве.
В качестве ключевого признака, которым обладает сегодня модель социальной политики государства, исследователи выбрали умеренную либерализацию в социальной сфере. В практическом значении это отражает следующие процессы:
- Постепенный отказ от идей патернализма, которые долгое время присутствовали в социальной политике Российского государства;
- Постепенное разгосударствление социальное сферы, отход ее от полного влияния государства и создание благоприятных условий для ее развития при помощи контроля и некоторых регулятивных мер, которые будут исходить по инициативе государства;
- Формирование устойчивого рынка, на котором будут предлагаться различные социальные услуги для определенных категорий граждан;
- Возникновение совершенно нового субъекта, которого ранее не было в социальное политики – гражданина. Ранее гражданин государства выступал только как объект социальной политики, на которого направлены все действия, меры и программы.
В соцполитике присутствует заявительный принцип предоставления социальных услуг: любой вид социальной помощи обладает адресностью, и для того, чтобы получить ее, индивиду или социальной группе следует предоставить всевозможные документы и доказательства того, что самостоятельно удовлетворить свои потребности и интересы они не смогут, в связи со сложным материальным положением или низким социальным статусом. Производится переход от социальной поддержки к социальному страхованию. В нем большую роль играет не только государство, но и сам работодатель, которые выплачивает налоги за своего работника.
В государствах, где экономика обладает всеми свойствами переходного типа, происходит постепенный отказ о стереотипов в отношении социальной политики. Она больше не представляется сферой интересов исключительно государства и его субъектов. Складывается многосубъектный характер рассмотрения жизни общества, в том числе касаемо ее:
- Экономической сферы;
- Политической сферы;
- Социальной сферы.
Реальных субъектов социальной жизни общества становится все больше, происходит их перегруппировка, они объединяются в соответствии с новой социальной структурой, которая формируется на основе модернизирующих процессов и явлений в социальной жизни людей.
Социальная ответственность между субъектами социальной политики разграничивается, каждый субъект занимает свою позицию и играет ровно ту роль, которая отводится ему государством.
В этой связи модернизационные процессы социальной политики сводятся к использованию триединой формулы, которая представлена в следующем виде: «Социальная ответственность государства-социальная ответственность бизнеса-социальная ответственность человеческой личности».
Модернизация управления системой социальной защиты
Для того, чтобы осуществить все меры по модернизации общества, необходимо учесть реализацию модернизации в управлении системой социальной защиты населения. Эти системные преобразования осуществляются по нескольким перспективным направлениям.
Во-первых, это разработка механизмов, которые необходимы для осуществления целенаправленного и эффективного взаимодействия и государственных, и муниципальных органов друг с другом. Также к государственным и муниципальным органам управления социальной защиты населения относится бизнес-сообщество, некоммерческие и иные общественные объединения и организации. Их деятельность крайне важна для того, чтобы совместными усилиями разрешить наиболее актуальные и масштабные задачи, которые стоят в сфере социальной политики.
Во-вторых, разработка системы критериев для ведения оценки эффективности и реализации действий, связанных с разграничением полномочий в области социальной политики и социальной защиты населения. Разграничение производится между федеральным центром, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями, закрепленными за отдельными регионами и местными органами самоуправления.
В-третьих, создание общенациональной базы данных и ее актуализация. В базу данных будет вноситься информация по всем гражданам, которые в той или иной степени относятся к категории нуждающихся. Их данные будут подтверждаться документально, и помощь будет носить исключительно адресный характер. Актуализация базы данных позволит ввести эти меры не только на региональном, но и на общегосударственном уровне, с привлечением специалистов в области информационных технологий.
Так же немаловажным фактором является совершенствование государственной статистической отчетности, которая касается вопросов социальной защиты и социального обеспечения населения. Цель совершенствования статистической отчетности – повышение ее информативности и значимости, а также практической направленности в разрешении возникающих вопросов и противоречий.
Таким образом, модернизация выступает универсальным процессом, который затрагивает различные сферы жизни общества. она крайне важна и в отношении социальной политики государства, поскольку от благополучия граждан зависит имидж страны, а также ее показатели на международной арене. Очень важно внедрять системные технологии и информационные технологии в социальную политику, в сферу социального обеспечения и страхования. Это облегчит составление отчетности и контроля за состоянием и положением некоторых категорий граждан.