Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Понятие организации в социологии

Терминология

Термин «организация» (от латинского языка «organiso» - стройный вид, сообщаю, устраиваю) применяется для обозначения:

  • элемента социальной общественной структуры;
  • вида деятельности какой-то группы;
  • степени внутреннего порядка, согласованности функционирования системных элементов.
Замечание 1

В социологии базовым понятием признается элемент социальной структуры, для которого принято такое определение: социальная организация является большой социальной группой, сформированной для достижения конкретных целей (Н. Смелзер).

История создания теории организации

Изначально попытку по созданию теории организации предпринимал инженер американского происхождения Ф. Тейлор (1856-1915). Внедрив на практике систему стандартизации трудовых приемов, он подошел к идее поточных конвейеров и линий. В этой организации главнейшую роль играли управленческий персонал и администрация, которые осуществляли контроль над процессом производства. При этом наиболее инициативных и трудолюбивых сотрудников Тейлор предлагал стимулировать посредством системы материального поощрения. Данная модель Тейлора обрела наименование «школа научного управления» либо «тейлоризм».

К началу XX столетия французский инженер Анри Файоль (1841-1925) выработал модель «организации-машины». Сущность ее заключалась в том, что сама организация принималась как безликий инструмент, механизм для разрешения общественно значимых проблем, в котором человек являлся только формальным исполнителем, элементарной клеткой в системе контроля и управления. Задача администрации была сведена только к контролю, планированию и координации работы разнообразных звеньев системы. Файоль считал, что эффективность деятельности организации определена четким разделением труда и единством командования.

Все организации в силу стандартизации собственной деятельности и единства управления в какой-либо степени являются бюрократизированными. Сам термин «бюрократия», который означает чиновничью власть, был введен в научный лексикон ученым де Гурне в 1745 г., а М. Вебер, первоначально разработавший социологический концепт бюрократии, выделял семь главных характерных черт бюрократической организации:

  • властная иерархия в форме пирамиды, которая предполагает ответственность нижестоящих должностных лиц перед вышестоящими лицами;
  • деятельность должностных лиц урегулируется на основании установленных формально инструкций и правил, которые обеспечивают непрерывность и единообразие деятельности по управлению;
  • строжайшее разделение труда, притом каждую функцию должен исполнять знающий и компетентный специалист, который работает по контракту и несущий абсолютную ответственность за качественное исполнение собственных обязанностей;
  • частная жизнь должностных лиц отделяется от деятельности в организации, они подчинены лишь долгу службы, они должны быть максимально объективными («идеальный администратор должен трудиться без пристрастий и гнева»);
  • карьера (продвижение) должностного лица по служебной лестнице реализуется зависимо от его профессиональных умений, степени квалификации и стажа работы;
  • деятельность сотрудников построена на основании служебной дисциплины и административного контроля:
  • должностные лица награждаются непрерывным денежным окладом.
«Понятие организации в социологии» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

М. Вебер полагал, что современные бюрократии являются эффективными организациями, так как решения тут будут приниматься не по произволу, а по совокупным критериям, профессиональная подготовка будет отсекать «талантливых дилетантов» и поднимает совокупный уровень компетентности. Бюрократия, задавая фиксированный оклад и строго ограничивая функционал, снижает коррупцию в сравнении с организациями традиционных обществ, совокупные критерии оценок деятельности понижают возможности родственных и личных связей.

Основное достоинство бюрократии, по Веберу, заключается в высокой хозяйственно-экономической эффективности: точности, быстроте, знании, постоянстве процесса управления, соблюдении служебной тайны, единоначалии, субординации, сведении к минимуму конфликтов и экономичности. Главным недостатком является игнорирование специфики конфликтных ситуаций, действия по шаблонам, отсутствие требующейся гибкости.

Замечание 2

Таким образом, бюрократия для М. Вебера является «идеальным типом» управления, ориентированным на эффективное и рациональное исполнение установленных перед организацией задач. В действительности же ни одна существующая в реальности организация не может в полной мере соответствовать модели бюрократии Вебера.

Невзирая на множественные недостатки, бюрократия, по мнению множества специалистов, сохраняет собственную работоспособность в виде формы управления и в настоящий момент. В связи с этим одной из задач в современном управлении является коррекция деятельности бюрократии согласно принципам, разработанным М. Вебером.

Признаки и цели организации

Социолог российского происхождения А.И. Пригожий выделил следующие признаки современной организации:

  • целевая природа;
  • распределение членов организации по статусам и ролям;
  • специализация функционала и разделение труда;
  • строение по вертикальному (иерархическому) типу;
  • существование специфических средств урегулирования и контроля над деятельностью организации;
  • целостность системы социума.

Ключевой элемент социальной организации – это цель. Есть три взаимосвязанных разновидностей организационных целей:

  1. цель – задание, оформленная как программа общих действий, поручение которых задаются извне организацией более высокого уровня;
  2. цель - ориентация: совокупность целей, которые реализуются через организацию;
  3. цель - система: цели, которые продиктованы стремлением сохранения организации как самостоятельной системы.

Таким образом, социальная организация обладает важной ролью в жизни общества. По образному выражению социолога американского происхождения У. Уайта, современный человек является «человеком организации».

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 17.05.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot