Терминология
Термин «организация» (от латинского языка «organiso» - стройный вид, сообщаю, устраиваю) применяется для обозначения:
- элемента социальной общественной структуры;
- вида деятельности какой-то группы;
- степени внутреннего порядка, согласованности функционирования системных элементов.
В социологии базовым понятием признается элемент социальной структуры, для которого принято такое определение: социальная организация является большой социальной группой, сформированной для достижения конкретных целей (Н. Смелзер).
История создания теории организации
Изначально попытку по созданию теории организации предпринимал инженер американского происхождения Ф. Тейлор (1856-1915). Внедрив на практике систему стандартизации трудовых приемов, он подошел к идее поточных конвейеров и линий. В этой организации главнейшую роль играли управленческий персонал и администрация, которые осуществляли контроль над процессом производства. При этом наиболее инициативных и трудолюбивых сотрудников Тейлор предлагал стимулировать посредством системы материального поощрения. Данная модель Тейлора обрела наименование «школа научного управления» либо «тейлоризм».
К началу XX столетия французский инженер Анри Файоль (1841-1925) выработал модель «организации-машины». Сущность ее заключалась в том, что сама организация принималась как безликий инструмент, механизм для разрешения общественно значимых проблем, в котором человек являлся только формальным исполнителем, элементарной клеткой в системе контроля и управления. Задача администрации была сведена только к контролю, планированию и координации работы разнообразных звеньев системы. Файоль считал, что эффективность деятельности организации определена четким разделением труда и единством командования.
Все организации в силу стандартизации собственной деятельности и единства управления в какой-либо степени являются бюрократизированными. Сам термин «бюрократия», который означает чиновничью власть, был введен в научный лексикон ученым де Гурне в 1745 г., а М. Вебер, первоначально разработавший социологический концепт бюрократии, выделял семь главных характерных черт бюрократической организации:
- властная иерархия в форме пирамиды, которая предполагает ответственность нижестоящих должностных лиц перед вышестоящими лицами;
- деятельность должностных лиц урегулируется на основании установленных формально инструкций и правил, которые обеспечивают непрерывность и единообразие деятельности по управлению;
- строжайшее разделение труда, притом каждую функцию должен исполнять знающий и компетентный специалист, который работает по контракту и несущий абсолютную ответственность за качественное исполнение собственных обязанностей;
- частная жизнь должностных лиц отделяется от деятельности в организации, они подчинены лишь долгу службы, они должны быть максимально объективными («идеальный администратор должен трудиться без пристрастий и гнева»);
- карьера (продвижение) должностного лица по служебной лестнице реализуется зависимо от его профессиональных умений, степени квалификации и стажа работы;
- деятельность сотрудников построена на основании служебной дисциплины и административного контроля:
- должностные лица награждаются непрерывным денежным окладом.
М. Вебер полагал, что современные бюрократии являются эффективными организациями, так как решения тут будут приниматься не по произволу, а по совокупным критериям, профессиональная подготовка будет отсекать «талантливых дилетантов» и поднимает совокупный уровень компетентности. Бюрократия, задавая фиксированный оклад и строго ограничивая функционал, снижает коррупцию в сравнении с организациями традиционных обществ, совокупные критерии оценок деятельности понижают возможности родственных и личных связей.
Основное достоинство бюрократии, по Веберу, заключается в высокой хозяйственно-экономической эффективности: точности, быстроте, знании, постоянстве процесса управления, соблюдении служебной тайны, единоначалии, субординации, сведении к минимуму конфликтов и экономичности. Главным недостатком является игнорирование специфики конфликтных ситуаций, действия по шаблонам, отсутствие требующейся гибкости.
Таким образом, бюрократия для М. Вебера является «идеальным типом» управления, ориентированным на эффективное и рациональное исполнение установленных перед организацией задач. В действительности же ни одна существующая в реальности организация не может в полной мере соответствовать модели бюрократии Вебера.
Невзирая на множественные недостатки, бюрократия, по мнению множества специалистов, сохраняет собственную работоспособность в виде формы управления и в настоящий момент. В связи с этим одной из задач в современном управлении является коррекция деятельности бюрократии согласно принципам, разработанным М. Вебером.
Признаки и цели организации
Социолог российского происхождения А.И. Пригожий выделил следующие признаки современной организации:
- целевая природа;
- распределение членов организации по статусам и ролям;
- специализация функционала и разделение труда;
- строение по вертикальному (иерархическому) типу;
- существование специфических средств урегулирования и контроля над деятельностью организации;
- целостность системы социума.
Ключевой элемент социальной организации – это цель. Есть три взаимосвязанных разновидностей организационных целей:
- цель – задание, оформленная как программа общих действий, поручение которых задаются извне организацией более высокого уровня;
- цель - ориентация: совокупность целей, которые реализуются через организацию;
- цель - система: цели, которые продиктованы стремлением сохранения организации как самостоятельной системы.
Таким образом, социальная организация обладает важной ролью в жизни общества. По образному выражению социолога американского происхождения У. Уайта, современный человек является «человеком организации».