Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Понятие "обобщенного другого"

Джордж Мид как создатель понятия «обобщенное другое»

Джордж Герберт Мид (1863-1931 гг.) является одним из известных деятелей в области социологии и социальной психологии. Автор продолжил идеи Кули о концепции «зеркального Я», и сделал множество самостоятельных открытий, которые стали легендарными.

Так, Мид одним из первых пришел к выводу о том, что каждый человек начинает ощущать себя в качестве индивидуума тогда, когда подходит к самому себе с той же меркой, что и к другим людям. Это значит, что человек может одновременно принимать на себя сразу две немаловажные роли:

  • Человек – это субъект общественных отношений, то есть он выступает в роли наблюдателя;
  • Человек – объект общественных отношений, то есть тот, за кем наблюдают и кого преимущественно изучают.

В собственном воображении мы принимаем позицию другого человека, и с этой же позиции мы изучаем самих себя. Самый яркий пример – мы видим, как поступает человек и думаем о том, как мы сами поступили, оказавшись в такой же ситуации. Некоторые люди отмечают, что сделали бы совершенно по-другому, тем самым начиная открывать в себе новые грани личности, о которых, возможно, ранее они совершенно не догадывались.

Замечание 1

Таким образом, человек сравнивает себя с остальными и приходит к выводу о том, насколько сильно он схож с другими членами общества, а в каких аспектах общественной жизни отличается от них.

Также отметим, что Джордж Мид обозначил субъективный аспект процесса формирования собственной индивидуальности словом «я», а объективный аспект – словом «меня». Тем самым, он еще раз подчеркнул, что как субъект человек может сам рассматривать социальные отношения и ситуации, которые возникают в них, а как объект он сам становится изучаемым, на которого направлено все внимание: рассматриваются отношения индивида с другими людьми, его поведение в отношении некоторых личностей.

Сущность понятия «обобщенное другое»

Анализируя понятие «обобщенного другого», авторы подчеркнули тот факт, что проще всего рассматривать его на примере детей. На определенных этапах своего развития и взросления ребенок знакомится со множеством психических навыков, без которых он никогда не станет мыслящим и зрелым человеком. Эти навыки – абстракция и обобщение. В игровом процессе ребенок абстрагирует сходные по своей сути действия и поступки, которые направлены сходными лицами (родителями) на других лиц (детей, соответственно). На основе полученного опыта ребенок выстраивает когнитивную структуру, и она уже является фундаментом того, какую роль в будущем будет играть человек.

«Понятие "обобщенного другого"» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Например, он смотрит на то, как ведет себя отец или мать, и в его сознании формируется картинка того, какими чертами должны обладать родители. Сложнее всего детям, которые живут в неполных семьях, поскольку у них нет полноценного примера отношений, складывающихся в семье, где присутствуют оба родителя. Поэтому, уже будучи взрослыми, им приходится самостоятельно постигать эти образы, став родителями и принимая непосредственное участие в воспитании своего ребенка.

Как мы уже отметили ранее, Джордж Мид говорил о людях как об «исполняющих роль обобщенного другого». Под этим он понимал то, что каждый человек подходит к своему миру и его пониманию с точки зрения того, к какой группе он относится. Например, его религиозные взгляды могут оказывать серьезное влияние на мировоззрение, или же то, какое воспитание он получил, будучи в семье (или вне нее).

Замечание 2

Каждый человек воспринимает окружающую реальность, составляет о ней суждения, делает выводы и контролирует свое поведение согласно тем представлениям группы, в которой он задействован с самого рождения или на протяжении большей части своей жизни.

По сути, социализированная личность – это целое общество в миниатюре: человек становится лицом всей социальной группы, в которой он находился до этого, по его поведению можно судить о поведении и мировосприятии остальных членов социальной группы. Также человек устанавливает для себя такие же стандарты поведения, как и для других людей, и судит себя с той же самой точки зрения. он принимает на себя обязательства, оценивает ситуации со своей особой спецификой, поскольку осознает, что именно этого ожидают от него окружающие. Таким образом, именно способность определять ситуации с той же самой точки зрения, как и другие, и делает возможным личный контроль.

Стоит отметить, что разработчики концепции, рассматривая понятия «обобщенного другого», или «зеркального Я», опираются скорее не на рассмотрение самого человека, а на актуализацию его поведения и той окружающей среды, в которой оно формировалось. Возможно, по этой причине люди, которые резко меняют свое местонахождение, культурную, языковую или религиозную группы, совершенно иначе начинают воспринимать и самих себя. Им сложнее адаптироваться, предлагать свои идеи, поскольку они очень отличаются от уже устойчивых условий группы-реципиента. В данном случае очень многое будет зависеть уже от принимающей стороны, так как она может создать условия как для принятия, так и для непринятия новых членов.

«Обобщенный другой» нередко соотносится с понятием «самость». Авторы отмечают, что для самости очень важно способность человека принимать роль обобщенного другого. Это значит, что человек, существуя в одной из социальных групп, полностью принимает на себя ее установки и ценности, и сам при этом делает свой вклад в соответствии с теми понятиями, которым он придерживается. Очень важная также способность людей оцениваться себя с точки зрения обобщенного другого, а не просто с позиции отдельного человека. Тем самым, он испытывает свою принадлежность к сообществу, принимает его установки, из которых затем складывается мировоззрение и мироощущение. Принятие обобщенного другого обеспечивает возможность абстрактного мышления и развития такого качества, как объективность. Человек достигает нового уровня развития, когда может верно интерпретировать «обобщенное другое» и сам соотносит себя с ним.

Дата последнего обновления статьи: 31.07.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot