Социологические и философский идеи Льва Иосифовича Петражицкого
Лев Иосифович Петражицкий является одним из первых российских ученых-юристов, а также активным деятелем в области социологии и философии. Он родился в 1867 году, первоначально обучение проходил на медицинском факультете Киевского университета Святого Владимира, но чуть позже сфера его интересов заметно изменилась, и Петражицкий принял решение перевестись на юридический факультет. После его окончания он продолжил учиться в Берлинском университете, где и были опубликованы его самые первые работы.
Это были две монографии, которые сделали Льва Иосифовича известным в юридических кругах, и которые были использованы для составления германского Гражданского уложения.
После возвращения в Россию, Петражицкий защитил несколько работ, которые также позволили ему заявить о себе как о грамотном, вдумчивом и пытливом исследователе:
- Диссертация на тему «Деление дотальных плодов по римскому праву», защищенная в 1896 году;
- Докторская диссертация на тему «Права добросоветсного владельца на доходы», защита которое произошла ровно через год после защиты диссертации.
Петражицкий вел активную преподавательскую деятельность, которую начал еще в Киевском университете. С 1897 года он стал профессором энциклопедии и философии права Петербургского университета, где получил очень высокие оценки и положительные отзывы как со стороны учащихся, так и со стороны преподавательского и профессорского состава. Как вспоминали студенты Петражицкого, Лев Иосифович не обладал ораторским искусством, но его было интересно послушать, поскольку лекции были наполнены достаточно полноценным и важным материалом, который не терял свою актуальность. К тому же, Петражицкий был очень подкован как философ, мог поразмышлять, вывести свои рассуждения в совершенно иную плоскость, что позволяло ему быстро менять тематику разговоров.
Несмотря на то, что социология и философия играли большую роль в жизни Льва Иосифовича, он также принимал активное участие в общественно-политической жизни социума. В 1905 году его избрали в Государственную Думу от партии кадетов, благодаря чему он стал одним из идеологов конституционно-демократического движения, которое достаточно активно распространялось в социуме. Многое его не устраивало в деятельности действующей тогда власти, что сподвигло Петражицкого, наряду с другими известными деятелями науки, политики и философии, подписать так называемое «Выборгское воззвание». Этот документ был открытым призывом к тому, чтобы не повиноваться властям, то есть прекратить добровольно уплачивать налоги, уклоняться от воинских обязанностей.
Подобная позиция не была не замечена. Так, Петражицкого осудили на несколько месяцев тюремного заключения, а также исследователь был лишен политических прав. По этой причине ему пришлось отказаться от некоторых своих идей и взглядов, а в период с 1905 по 1907 год он и вовсе переключился на преподавательскую деятельность, чтобы не усугублять и без того сложное положение.
Теория правопонимания Петражицкого
Как мы уже отметили, Лев Иосифович был заинтересован в развитии множества научных направлений и теорий. Он одним из первых предпринял попытку создать теорию правопонимания. В основном, он тесно связывал ее с возникновением юридических норм, а также прослеживал взаимозависимость этих норм с психологическими импульсами, которые исходят от человека, когда тот осуществляет определенные формы деятельности. К тому же, он подчеркивал, что каждый человек обладает собственными формами и алгоритмами поведения, которые в определенной степени предсказуемы, поэтому контролировать его поведение можно через заранее созданные формы и алгоритмы, которые могут стать универсальными даже в самых различных ситуациях и окружении.
Таким образом, в определенный период своих научных поисков Лев Иосифович рассматривал все проявления человеческой деятельности, в том числе с особым вниманием относился к праву и государству, которые выступали как неотъемлемые части психики индивида, которые регулируют ее функцию.
Также Петражицкий обратился к традиционному делению психики и психических явлений, которые находятся внутри человека и окружают его, на сознание, чувство и волю, дополняя при этом еще одним понятием – «эмоция». Ее Петражицкий считал главным определяющим фактором, который оказывает сильное влияние на поведение человека, на его реакции на происходящие события и явления, на людей, которые так или иначе могут играть роль в его развитии, социализации и адаптации к окружающим условиям. Таким образом, через эмоции, сознание, чувства человек осознает не только самого себя: он начинает осознавать нормы и ценности, которые его окружают, некоторые аспекты, которые так или иначе сказываются на его жизни.
Безусловно, поведенческие особенности – это часть социологической науки, поэтому с уверенностью мы можем сказать о том, что Петражицкий внес свой большой вклад в рассмотрение поведения людей, в анализ их деятельности с точки зрения понимания себя и правопорядка в мире. К тому же, Лев Иосифович обратился к понятию «позитивное право». Он предположил, что оно должно вбирать в себя все положения и так называемые аксиомы, которые относятся к интуитивному праву. В противном случае расхождение, которое углубляется между ними со временем, может стать источников определенных острых конфликтов, противоречий, социальных потрясений, которые скажутся на психическом состоянии индивида, его взглядах, ценностях, причем этот эффект в основном носит негативный характер.
Таким образом, право выступает в качестве психического фактора общественной жизни социума. Оно состоит в возбуждении, а потом постепенном подавлении мотивов к различным действиям и деятельности, а также мотивов к воздержанию от определенной деятельности. Петражицкий предположил, что право также может способствовать укреплению и развитию склонностей и черт характера человека, который находится в постоянном действии и не может позволить себе бездействие.