Коррекция девиантного поведения представляет собой комплекс специальных социально- педагогических процедур, регулирующих ценностные ориентации, стратегии поведения, установки личности на определенные социальные действия.
Функции коррекции девиантного поведения
Коррекция девиантного поведения выполняет пять основных функций:
- воспитательную;
- компенсаторную;
- стимулирующую;
- корректирующую;
- регулирующую.
Воспитательная функция направлена на восстановление определенных черт характера личности, доминирующих до проявления девиантного поведения.
Компенсаторная функция направлена на формирование стремления, интенции к компенсации социальной несостоятельности личности, посредством осуществления деятельности в социально одобряемой сфере.
Стимулирующая функция направлена на активизацию социально одобряемой, полезной деятельности посредством неформальных санкций.
Корректирующая функция направлена на преодоление негативных черт характера личности.
Регулирующая функция направлена на воздействие на степень участие личности в групповой деятельности посредством влияния социальной группы.
Коррекция девиантного поведения может осуществляться как внешне, так и внутренне, другими словами, с участием иных лиц и самостоятельно. В случае самостоятельной коррекции девиантного поведения реализуются такие элементы (этапы) коррекции как:
- принятие человеком цели, замысла коррекции собственного поведения;
- контроль за условиями осуществления деятельности;
- программирование собственной деятельности;
- рефлексия результатов деятельности;
- коррекция собственной деятельности.
Ключевым фактором самостоятельной коррекции девиантного поведения является самосознание человека.
Программа коррекционной деятельности девиантного поведения
Основными компонентами программы коррекционной деятельности дивеантного поведения являются принципы организации и реализации психокоррекционной деятельности, показания к применению данной деятельности; цели и задачи коррекционной деятельности, а также используемые способы коррекционного воздействия.
Среди принципов организации и реализации коррекционной деятельности выделяют единство диагностики и коррекции девиантного поведения; прагматический подход к психолого – педагогическому влияния; профессионализм; сочувствие; нормативность развития и системность развития коррекционной деятельности.
Показаниями к применению коррекционной деятельности девиантного поведения могут быть:
- проявление агрессии;
- повышенная раздражительность;
- аутизм;
- апатия, в частности, социальная;
- повышенная возбудимость и эмоциональность.
Целью коррекционной деятельности является социальная адаптация девиантной личности.
Задачи коррекционной деятельности девиантного поведения являются:
- развитие социальной активности, побуждение интересов к себе и к окружающим людям;
- обучение самоконтролю, сотрудничеству, проявлению инициативы;
- развитие уважения к членам общества;
- возврат и приобретение социального статуса;
- развитию интереса к творчеству;
- оптимизация положительного опыта.
Основными способами коррекционного поведения являются:
- снижение ожиданий от девиантной личности, а вместе с тем и различных требований , в течение периода коррекции девиантного поведения;
- вовлечение в групповую деятельность, что существенно увеличивает творческий потенциал личности;
- создание определенных ситуаций, стимулирующих социально одобряемую деятельность;
- иллюстрация положительного опыта других людей.