Характеристики девиантного поведения в школе
Статистика показывает, что с каждым годом в учебных заведениях среднего образования увеличивается количество детей, которые проявляют поведение, отличное от норм. Такое поведение следует называть девиантным (отклоняющимся). В целом, данное слово переводится с латинского как отклонение от нормы, которое может привести к определенным, зачастую негативным, последствиям.
Сегодня отклоняющееся поведение не до конца изученная область, которая, к тому же, не до конца понята самими исследователями. В школе девиантное поведение требует не только углубленного и детального анализа, но и нуждается в исследовании с точки зрения его природы.
Ученые отмечают, что существует множество причин, по которым дети становятся подвержены девиантному поведению, и каждая причина носит свой конкретный характер. Дети, отличающиеся ненормальным поведением в обществе и в отношении других людей, чаще всего живут в неблагоприятных семьях. Они берут пример с родителей и переносят его на иные социальные связи и взаимоотношения.
В школе ребенок проходит этап вторичной социализации, ему приходится воспринимать совершенно новые нормы и ценности, которые он не дополучил в семье. Здесь и появляются трудности: сложность в адаптации к новым условиям, нежелание воспринимать общепринятые нормы и ценности. Также дети, находясь в школе, могут испытывать трудности во взаимоотношениях с преподавателями и сверстниками, поскольку они отличаются от других. Отличия могут быть следующие:
- Физическое состояние ребенка;
- Психологическая нестабильность, отсутствие возможностей выражать свои мысли правильно;
- Интеллектуальные способности (ребенок или отстает в развитии от своих сверстников, или наоборот обгоняет их, поэтому становится изгоем).
В школе ребенок нуждается в специальной помощи для координации поведения, поскольку ни физически, ни психологически самостоятельно справиться со сложившимися условиями он не может. По этой причине дети проявляют отклоняющееся поведение, которое нуждается в постепенной коррекции и контроле со стороны взрослых (и родителей, и педагогов, а также со стороны старших товарищей).
Причины девиантного поведения в школе
Факторы и причины, по которым ребенок в школе начинает проявлять девиантное поведение, могут быть разной природы.
Во-первых, это генетические факторы – сюда относятся некоторые наследственные отклонения, которые в дальнейшем приводят к соответствующей социальной не адаптации (дезадаптации). К ним можно отнести умственные способности, речевые нарушения, сбой в работе нервной системы, слуха или зрения.
Во-вторых, психофизиологические факторы – это причины девиантного поведения школьников, которые возникают в результате воздействия неблагоприятных внешних факторов окружающей среды ребенка. Отсюда возникновение аллергических реакций, токсических заболеваний, которые нуждаются в лечении и дальнейшей профилактике.
В-третьих, физиологические причины и факторы – это внешние дефекты ребенка, из-за которых он может подвергаться насмешкам со стороны сверстников в школе. Из-за этого, чтобы защитить себя, ребенок начинает проявлять агрессию в отношении окружающих. Психика формирует комплексы, в результате чего человеку уже во взрослой жизни также бывает очень сложно ужиться с себе подобными.
На школьников оказывают влияние прежде всего культурологические, различные общественные и экономические, а также демографические факторы. Но все же основной причиной девиаций выступают психосоциальные отклонения у детей в школьном возрасте, а также неблагоприятная атмосфера в кругу семьи. Большое влияние оказывает воспитание в семье: ребенок всегда берет пример с отношений между своими родителями, а также пример с отношения, которое проявляют родители к ребенку.
Если обстановка в доме неблагоприятная, то ребенок стремится убежать оттуда, присоединяется к различным неформальным организациям и субкультурам. Там он также получает новый опыт в общении, который не всегда может оказывать благоприятное влияние на его психику.
В школьном возрасте дети чаще всего начинают опробывать различные формы девиантного поведения – употребление алкогольных напитков, наркотических веществ, табак. Все это делается не для себя, а скорее для того, чтобы продемонстрировать своим сверстникам и товарищам, что школьник может позволить себе такое поведение, а значит он «круче» и «более продвинутый», чем все остальные. Как результат – временный авторитет в глазах одноклассников и других учащихся, который довольно быстро угасает, поскольку вредные привычки не всегда могут сделать человека популярным, но зато могут навредить его здоровью, как психическому, так и физическому.
Очень важную роль занимает работа с проблемными детьми, которые проявляют девиантное, отклоняющееся поведение. Во-первых, это обязательные беседы с классным руководителем, который наблюдает за ребенком на протяжение всего его учебного процесса. От руководителя зависит состояние ребенка, его настроение как по отношению к обучению, так и в отношении коллег по учебному процессу (одноклассников и учителей). Во-вторых, беседа с родителями в присутствии школьного психолога. Психолог также проводит беседы с детьми девиантного поведения, выявляет основные причины и предлагает возможные варианты по разрешению поставленной проблемы.
Диагностическая работа опирается на следующие механизмы:
- Изучение личностных характеристик учеников;
- Изучение познавательного развития учащихся;
- Изучение характера взаимоотношений в классе;
- Изучение проблем класса с точки зрения учителя;
- Изучение проблем класса с точки зрения учащихся.
Немаловажно также определить отношения отвергаемых как к школе, так и к семье, работать с родителями и семьей ученика, который проявляет агрессивное поведение. В результате оформляется личная социально-психологическая карта учащегося, в которой отмечаются проблемы и перспективы их разрешения.