Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Психологические особенности девиантного поведения младших школьников

Определение 1

Девиантное поведение – это действия, которые вступают в противоречие с правилами, социальными нормами или требованиями, принятыми в некоторой среде (в нашем случае в школе).

К такому поведению, как правило, относятся с осуждением, но психологи утверждают, что нельзя говорить об «абсолютной «норме». Для любого человека присущи соответствующие девиации в поведении.

Проблема девиантного поведения школьников младшего возраста

Педагогические и психологические методики и приемы адаптации ребенка к школьной жизни широко используются в процессе перехода из дошкольного в младший школьный возраст.

Психологи и педагоги выделяют несколько основных причин девиантного поведения:

  • Стрессовые ситуации, которые связаны с изменениями в жизни детей при поступлении в школу и в самом начале периода адаптации;
  • Недостаточное количество знаний об управлении стрессом.
Статья: Психологические особенности девиантного поведения младших школьников
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Девиантное поведение считается своеобразным копинговым механизмом. Он, даже будучи неконструктивным (например, когда выражен в виде агрессии), способен помочь ребенку справиться со стрессом.

Проблема адаптации и связанная с ней проблема девиантного поведения, могут успешно решаться только тогда, когда на ранних этапах адаптационного периода дети учатся базовым навыкам управления стрессом. Их важно ознакомить с практическими упражнениями для преодоления стресса, повышая осведомленность в этом вопросе родителей и самих учителей.

Особенности и виды девиантного поведения

Проблема девиантного поведения у младших школьников до настоящего времени мало исследована. Она стоит остро уже давно, а ее изучение происходит как с точки зрения педагогики, так и психологии.

Определение 2

Девиантное поведение — это определенные действия или поступки, которые могут идти в разрез с социальными, культурными и нравственными нормами, которые приняты в среде нахождения детей.

«Психологические особенности девиантного поведения младших школьников» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Девиантное поведение может быть представлено в нескольких формах:

  • делинквентное,
  • аддиктивное,
  • патохарактерологическое,
  • психопатическое.

Делинквентное поведение включает ряд поступков, влекущих к уголовной ответственности. Единственным отличием от криминальных действий является то, что данные поступки дети совершают часто на основе желания просто развлечься. В этом процессе они не всегда осознают степень опасности, которая таится в таких развлечениях.

Примером такого поведения может быть бросание с крыши разных предметов, способных нанести ущерб здоровью прохожих или вред проезжающим автомобилям. В основе такого типа поведения могут находиться как психическая незрелость, так и отсутствие понимания социальной опасности (неприемлемости действия).

Аддиктивное поведение состоит в избегании реальности с помощью изменения психического состояния. Для этого необходимы какие-либо психоактивные вещества. Здесь ребенок считает, что его жизнь скучна и неинтересна, в чем решающее значение имеет комплекс неполноценности, низкая самооценка, высокая тревожность, тенденция проявлять позицию «жертвы».

Патохарактерологический тип представляет собой поведение, которое находит проявление под воздействием специфики детского характера. Данный фактор в большинстве случаев зависит от процесса и стиля семейного воспитания. Здесь важно заострить внимание на таких понятиях, как обидчивость, упрямство, непризнание и нежелание подчиняться авторитетному человеку, стремление доминировать.

Для психопатологического типа поведения присуще наличие и проявление психических расстройств (заболеваний). Это может быть аутоагрессия, стремление к самоповреждению, склонность к суицидальным поступкам. Ярким примером такого поведения является известная игра «Синий кит», в которой дети наносили себе физические увечья.

Специфика девиантного поведения в младшем школьном возрасте

Для девиантного поведения присущ психологический фактор. В младшем школьном возрасте он в большей степени характеризуется тем, что дети не научены контролировать свои импульсы и проявление эмоций.

В данном возрасте важно также учесть, что критическое мышление еще не прошло своего формирования. В связи с этим младший школьник еще не способен точно и верно провести оценку своих поступков и их последствий.

Немаловажное значение в этом процессе играет воспитание в семье. Если дети растут в атмосфере вседозволенности, то, когда оказываются в среде, вводящей правила и ограничения, они начинают испытывать дополнительный стресс и дискомфорт. Все это становится предпосылкой для проявления девиантного поведения в различных формах. Особенно это касается тех детей, которые по определенным причинам не смогли посещать детский сад. В этой ситуации начальная степень социализации была пройдена ими не в полной мере.

Если обратиться к разновидностям девиантного поведения, которые проявляются в младшем школьном возрасте, то выделяют следующие варианты:

  • Непослушание в качестве самого распространенного и «популярного» проявления девиантного поведения.
  • Шалости и баловство, которые по сути считаются безобидным проявлением (в них происходит отображение активности и креативности детей, а их специфика заключается чаще всего в том, что они обладают положительным характером, являются безвредными и, как правило, социально неопасными).
  • Озорство, которое точно таким же образом дает возможность проявиться креативности и активности детей. Тем не менее, в этом случае процесс нарушения правил и норм происходит уже более осознанно (налицо вред, который причиняется окружающим людям).
  • Проступок социально опасного характера. Он отличается от других, более «легких» форм девиантного поведения, поскольку чаще всего является спланированным заранее (как правило, может быть совершен не один раз, что предопределяет право полагать о формировании определенных черт характера детей).
  • Негативизм в качестве необоснованного сопротивления влиянию и действиям окружающих лиц.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 05.10.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot