На протяжении всей социологической истории одной из важнейших проблем являлась проблема: чем является общество? Социологи всех народов и времен делали попытки ответить на вопросы: как может существовать общество, какова исходная общественная клетка, какими являются механизмы интеграции социума, которые обеспечивают социальный порядок, наперекор огромному множеству интересов социальных группировок и интересов, что заложено в его базисе?
Подходы к определению понятия
В разрешении данных вопросов в социологии существуют различные подходы. Первый подход заключается в утверждении, что исходная клетка общества – действующие живые люди, совместная деятельность которых образует общество.
Таким образом, согласно этому подходу, индивид является элементарной общественной единицей.
Общество является совокупностью людей, которые осуществляют совместную деятельность, а также образуют некие отношения.
Но если общество составляют индивиды, то закономерно образуется вопрос, а не следует ли смотреть на общество как на простейшую совокупность индивидов?
Постановка такого вопроса ставит под сомнение существование самостоятельной реальности социума - общества. Получается, что реально существуют индивиды, а общество является плодом игры ума социологов, философов, историков и т.п.
Если же общество является объективной реальностью, то оно должно спонтанно проявиться как повторяющееся, устойчивое, самовоспроизводящееся явление.
В связи с этим в интерпретации общества недостаточно указывать на то, что оно составлено индивидами, а необходимо отмечать, что важным элементом образования общества является их общность, единство, солидарность, людская связь.
Сущность общества
Общество является универсальным способом организации связей в социуме, взаимных действий и отношений людей.
Данные связи, взаимные действия и отношения людей, образуются на каком-то общем базисе. В качестве базиса в разнообразных социологических школах рассматриваются «потребности», «интересы», «установки», «мотивы», «ценности» и т. п.
При весомом отличии в подходах интерпретации общества со стороны классиков ученых-социологов общее для них заключается в рассмотрении общества как целостной системы элементов, которые находятся в состоянии тесной взаимной связи. Этот подход к обществу именуется системным.
На основании детерминистского подхода в марксистской социологии обрело распространение следующее понятие общества.
Общество является исторически сложившейся относительно устойчивой системой связей, взаимных отношений и действий между людьми, основывающейся на определенном способе воспроизводства, обмена, распределения и употребления духовных и материальных благ, которая поддерживается силой моральных, политических, социальных, духовных институтов, традиций, обычаев, норм, политических, социальных организаций и институтов.
В науке не сформировалось общего определения того, что же такое общество. Узкий смысл предполагает под обществом:
- определенную группу людей, которые объединились для совместного исполнения какой-то деятельности и общения;
- определенный этап в развитии истории какой-либо страны или народа.
В широком смысле общество является обособившейся от природы, но имеющей тесную связь с ней частью материального мира, состоящей из индивидуумов и включающей в себя способы по взаимному действию людей, а также формы их объединения.
Общество людей непрерывно изменяется. На заре истории образовалось общество первобытных собирателей и охотников. Позже его сменяло рабовладельческое, позже феодальное и капиталистическое общество. Человеческое общество развивалось от простейшего к сложному. В границах одного и того же государства в различные периоды существовали разнообразные типы общества. К примеру, история России ушла в глубины веков. Россия является названием государства и страны, а Московское государство, Киевская Русь, Советская Россия, Российская Империя и современная Российская Федерация являются наименованиями не только различных видов государства, которые существовали в границах одного государства, но и разных видов общества.
Общество можно рассматривать под различным углом зрения, к примеру, его можно сводить к общности всех групп, которые входят в него, если вести речь о населении. Можно полагать, что стержнем общества может выступать иерархия социума, в которой все люди выстраиваются по объему богатства и власти. Сверху окажется всевластная и богатая элита, посредине – средний класс, а внизу – беднейшее большинство либо меньшинство общества. Можно сводить общество к общности 5 фундаментальных институтов:
- производство,
- семья,
- образование (наука и культура),
- государство,
- религия.
Можно, наконец, все общество подразделить на четыре главнейшие сферы – политическую, экономическую, культурную и социальную. Деление общества на четыре сферы является условным, но этот подход помогает хорошо сориентироваться в множестве общественных явлений.
Экономическая сфера включает четыре главнейших разновидности деятельности:
- распределение,
- производство,
- потребление,
- обмен.
К ней отнесены не только предприятия, фирмы, банки, заводы, рынки, но также денежные и инвестиционные потоки, оборот капиталов и прочее. Другими словами, все то, что дает обществу возможность запускать в производство находящиеся в его распоряжении ресурсы и образовывать необходимое количество услуг и товаров, удовлетворяющих жизненно важные людские потребности. В экономической жизни общества прямым образом участвует не больше пятидесяти процентов населения, которых именуют активным экономическим населением: служащие, рабочие, банкиры, предприниматели и пр. Косвенным образом в ней принимает участие сто процентов проживающих на этой территории людей, так как все являются потребителями услуг и товаров.
Все сферы в современном обществе имеют тесную связь между собой, оказывая влияние друг на друга.