Социологическая методология – это методы, использующиеся при проведении социологических исследований, опросов.
Социологическая методология совместно с формально-логической и диалектической, относится к самым базовым для теории государства и права методологиям, такое единство обеспечило нужную глубину и полноты теоретических знаний о государстве, его сущности.
Методология социологического исследования включает инструменты, ставящие вопросы на которые можно получить ответ или на которые отвечать не обязательно.
Социологические исследования проводят с целью проверить определенные предположения, связанные с обществом, они имеют сильную зависимость от специально составленных для опроса вопросов.
Современные методики для поиска ответов и вопросов о населении используют количественные исследования. К количественным исследованиям относят опросы общественного мнения, маркетинговые исследования, перепись населения. Перепись населения не имеет выборок, но при этом включает в себя такие аспекты методологии, как интервьюирование, анкетирование и их последующая проверка.
Изначально методология и её разработки в социологии осуществлялись в рамках развития теоретического знания, в рамках обоснования объекта и субъекта социальных теорий. Из всех классиков социологической мысли, только у Э. Дюркгейма есть специальный работы, направленные на анализ методологических проблем.
Социологическая методология как область социологического знания сформировалась только в XX веке, а направления в социологической методологии начали появляться только в середине века. Они имели различия по онтологическим основаниям социологических исследований, по подходам, которые в таких исследованиях применяли, по методам, которые стали предметом самой социологической методологии.
Характеристика социологической методологии
Общая характеристика социологической методологии:
- по своим исходным установкам и принципам социологическая методология является научной;
- в её основе лежат философские установки, заимствованные из позитивизма;
- социологическая методология не имеет общенаучного характера, так как её предметной областью является общественная жизнь;
- социологическая методология тесно связана с познанием общественной жизни;
- в контексте социологической методологии различимы лишь закономерности и особенности;
- с помощью социологической методологии можно получить большое количество знаний и явлений, но такие знания имеют разрозненный характер;
- социологическая методология имеет ограничения, так как часто отходит от строгих научных принципов;
- интерпретации социологического знания могут подвергаться сильному воздействию идеологем (исходных идейных установок);
- добытые с помощью социологической методологии результаты и выводы опираются на многофакторную обусловленность явлений;
- применение социологической методологии связано с пониманием права и государства в целом и отдельных их элементов исключительно как внешне обусловленных явлений.
Способы сбора данных
С помощью опроса можно добыть очень важную информацию для исследовательской деятельности, особенно опросы популярны в маркетинговых исследованиях, в сфере здравоохранения и естественно в социологии.
Необходимость выделять методологический анализ в специальную область научной деятельности становится общем законом для развития всех видов деятельности человека, в том числе и научной деятельности. Если научная деятельность встречает на своем пути много сложностей, тем сильнее потребность в её анализе.
Существует несколько способов провести опрос. Для того чтобы правильно выбрать способ проведения опроса необходимо учесть ряд факторов:
- расходы, потраченные на исследование;
- охват целевой группы населения;
- гибкость вопросов;
- согласие респондентов на участие в опросе;
- точность полученных ответов.
Разные методы могут вызывать разные реакции у респондентов, может меняться манера ответов. Самыми известными методами опроса являются:
- телефонный звонок, когда респондента опрашивают по телефону без его личного участия;
- онлайн-опрос;
- индивидуальный опрос в домашней обстановке;
- опросы в крупных торговых центрах, где всегда большое скопление людей;
- комбинации указанных выше способов.
Важной методологической проблемой, с которыми приходится сталкиваться методисту, включают в себя принятие решений по:
- определению и выбору потенциальных членов выборки;
- установка связей с опрашиваемыми лицами и получение данных от труднодоступных индивидов;
- оценка и проверка вопросов;
- выбор постановки вопроса и сбор ответов;
- проверки данных на предмет точности и внутренней согласованности;
- регуляция оценки опроса для исправления выявленных ошибок.
Долговременное исследование
Рассмотрим, что собой представляют долговременные исследования. Долговременное исследование направлено на изучение одной и той же случайной выборки, но в разные промежутки времени. Всё долговременное исследование сосредоточено вокруг ответов разных участников в течение какого-то периода. Это говорит о том, что учёный может потенциально разобрать причины разных ответов с помощью оценки различий в опыте опрошенных. Долговременное исследование это самый простой способ оценить привычные события, например, развод, которые нельзя проверить экспериментально.
Долговременные исследования имеют и свои минусы, они являются весьма затратными и требуют немало денежных средств, соответственно, их сложно осуществить, еще сложнее найти человека, который согласиться на участие в длительном исследовании, ведь и в коротких опросах люди не всегда готовы участвовать, по этой причине респонденты часто отказываются довести исследование до конца, тогда исследователю остается только сравнивать респондентов, которые оставили исследования, с теми, кто дошел до конца, чтобы определить, являются ли они статистически различными группами.