Методы социологического исследования – это способы обоснования и формирования социологического знания, средства получения и систематизации научного знания о социальной действительности.
Самых первых античных социологов называли социальными философами, как и современные исследователи, они занимались изучением обычаев, традиций и отношений между людьми и социальными группами, они обобщали факты, выдвигали концепции, создавали практические рекомендации о том, как улучшить общество.
Методы социологического исследования включают в себя принципы организации познавательной деятельности, регулятивные нормы или правила, совокупность способов и приемов действия, порядок (схему или план) действий. В социологии нашли применение как частнонаучные методы, так и общенаучные.
Классификация методов в социологии
По масштабу применения методы могут быть:
- общенаучными, общенаучные методы представляет собой обобщение методов и принципов изучения процессов и явлений разными научными дисциплинами, (к примеру, математические методы);
- частнонаучные – это методы конкретных наук, например, математические, они же соотносятся с общенаучной и философской методологиями и могут заимствоваться другими науками.
По уровню знания:
- теоретические (аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный метод и др.);
- эмпирические (наблюдение, анализ документов и т. д.)
По этапам исследования:
- методы сбора;
- методы обработки;
- методы анализа.
Рисунок 1. Социологическое исследование. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Характеристика методов социологического исследования
При проведении социологических исследований, чаще всего используются следующие методы.
Анализ документов – с помощью анализа документов можно узнать о каких-либо событиях или явлениях, лично при которых присутствовать уже не возможно. Анализ документов может выявить и динамику или развитие какого-то процесса. Источниками социологической информации могут быть текстовые сообщения в различных письмах или докладах. Важным источником информации может стать социальная статистическая информация, которая ранее была не доступна или доступ к ней был частично ограничен.
Контент-анализ – в социологически исследованиях он направлен на объективное изучение текстовой информации с целью, исследовать социальные процессы, объекты или явления, которые отражены в этих текстах. Контент-анализ это количественный метод, суть этого метода заключается в переводе текстовой или графической информации к количественным показателям.
Опрос – опрос является самым распространенным методом сбора информации, опрос всегда предполагает обращение к кому-то и имеет целью такие стороны явления или процесса, которые не поддаются наблюдению, точнее наблюдать за ними можно, но это не принесет никаких результатов. Если какие-то отношения скрыты от внешнего глаза, но их необходимо изучить, то лучше всего для этого подойдет опрос.
Принято различать два вида опроса – анкетирование и интервьюирование.
Рисунок 2. Социологический опрос. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Анкетирование – во время анкетирования респондент сам заполняет ответы на вопросы, это может происходить как в присутствии анкетера, так и без него, к примеру, онлайн опрос. Анкетирование может быть очным и заочным, с помощью анкетирования можно в очень короткие сроки опросить большое количество людей.
Интервьюирование. В отличие от анкетирования предполагает личное общение с участником опроса, при котором интервьюер задает вопросы, а полученные ответы фиксирует. Интервью может быть прямым или опосредованным, к примеру, с помощью телефона.
В зависимости от носителя (источника) первичной социологической информации опросы могут быть массовыми и специализированными. В массовом опросе главным источником информации выступают участники разных социальных групп, деятельность которых не связана с предметом анализа. Участники массовых опросов обычно называют респондентами. В специализированных опросах главный источник информации – компетентные лица, чьи профессиональные или теоретические знания, жизненный опыт позволяют делать авторитетные заключения. По сути дела участниками таких опросов являются эксперты, которые могут дать адекватную оценку по интересующим ученого вопросам. Исходя из этого широко распространенными в социологии считаются название таких опросов – экспертные опросы или оценки».
Социологическое наблюдение – это систематизированное и целенаправленное восприятие явления, его характеристик, особенностей и свойств, которые после будут зафиксированы исследователем. Фиксация может иметь разные формы, в виде дневника или бланка или с помощью технических средств (видеосъемка).
Особенностью наблюдения как метода сбора информации является способность воспроизводить жизненные ситуации во всей их полноте. С помощью наблюдения можно зафиксировать поведение и жесты, эмоции целых групп и отдельных людей. Часто наблюдение используют совместно с другими методами сбора информации. Наблюдение может быть использовано при изучении степени активности населения на собраниях, митингах и общественно-политических мероприятий и т.д.
Кроме этих методов в практику социологических исследований вошли ещё и другие методы, такие как социометрический опрос, тестирование, шкалы приемлемости и еще целый ряд других приемов, которые могут быть использованы для специфических форм анализа.
Социометрический опрос используют для изучения межличностных отношений в не больших контактных группах. Создателем этого метода является американский ученый Дж. Морено, он понимал социометрию, как науку об измерении межличностных отношений в малой группе посредством изучения выбора, сделанного его участниками по тем или иным критериям. В настоящее время социометрия очень активно развивается.
Тестирование – стандартизированная проба с помощью которой можно узнать информацию о индивидуальных особенностях людей, под унифицированными пробами понимают специально разработанные вопросы или задания (так называемые тесты).