Социальное проектирование и его методы
Социальное проектирование – это значимый для социологии и общественной деятельности процесс, в ходе которого происходит конструирование социальной деятельности. Социальное проектирование отвечает заданным исследователем или специалистом требованиям, а также преследует своей целью построение новой структуры социальных связей, которые функционируют в различных сферах и на разных уровнях жизнедеятельности индивида.
В области социального проектирование исследователи уделяют особое внимание инструментарию, который используется в процессе проектирования. Инструментарий – это система действий, которая направлена на оптимизацию процесса проектирования и на то, чтобы сделать этот процесс максимально эффективным. Содержательная часть процесса проектирования состоит в том, что эксперт определяет ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели и решения задач. Также этот процесс сводится к определению основных методов, благодаря которым будет достигнута цель. Учитываются формы организации усилий субъектов, которые оказываются задействованы в реализации проекта. Очень важно наделить каждый субъект своей ролью, чтобы он отвечал за свою часть процесса, и при этом обеспечивал целостность проектирования.
Процесс социального проектирования может реализоваться посредством следующих методов:
- Метод матрицы идей;
- Метод вживания в определенную роль;
- Метод аналогии и противопоставления;
- Метод ассоциации;
- Мозговой штурм;
- Синектика.
Метод подбирается в зависимости от того, какие цели ставит перед собой исследователь, и насколько глубоки поставленные им задачи. Каждый метод имеет набор своих собственных характеристик, каждая из которых определяет особенности деятельности эксперта, сложность процесса проектирования и его масштабность. Помимо методов выделяют формы социального проектирования. Они представляет собой организованную и структурированную деятельность, которая направлена на реализацию социального проектирования. Все действия специалистов главным образом ориентированы на конечный результат. Проектирование может быть сразу обширным и масштабным, а может начинаться с определенной части социальной реальности, которая затем перетекает в более широкие социальные цели.
Когда социальное проектирование постепенно реализуется, то эксперты прибегают к организации и проведению практических мероприятий. Это – основной инструмент осуществления целевой установки проекта. Практика и практические действия позволяют применить накопленный опыт в жизни, сопоставить теоретические наработки с практическим опытом и понять, насколько выделенные меры и мероприятия могут быть реализуемы на практике. Эти мероприятия крайне важны, поскольку они позволяют еще до полного запуска проекта определить его слабые и сильные стороны, а также выявить аспекты, которые нуждаются в более глубокой проработке. Направления практических мероприятий могут быть очень разные. Это может быть непосредственное решение определенной проблемы, которая решается в ходе социального проектирования.
Есть и вторая совокупность практических мероприятий – это мероприятия, которые обеспечивают дополнительные средства в процессе социального проектирования. Так или иначе, исследователи всегда сначала выявляют проблему, выдвигают гипотезы и теоретические предположения, а уже затем на практике решат с помощью мероприятий, насколько социальное проектирование актуально, и насколько процесс может быть реализуем.
Проблемы социального проектирования
Проблемы социального проектирования определяются особенностями развития мировых социальных систем, а также особенностями развития общественных и экономических формаций. Сегодня эти процессы осуществляются в условиях интенсивной научно-технической и технологической революции, поэтому в социальном проектировании учитывается не только текущая ситуация, но и возможные социально-экономические и производственные последствия. Именно они определяют общую проблематику социологических исследований. Желательные и наблюдаемые изменения становятся ключевым объектом исследований.
Прослеживается еще несколько тенденций, которые могут определять не только развитие, но и проблематику. Например, исследователи делают акцент на повышение эффективности общественного производства, акцентируют внимание на ускорение темпов роста производительности труда. Это требует определенных знаний и навыков от самого человека, но далеко не все могут или готовы овладевать всей совокупностью информации. Общество развивается в направлении социальной однородности и некоторой стандартизированности. С одной стороны, этот процесс может привести к однообразию и упрощению многих процессов, но с другой стороны стандартное массовое производство позволяет обеспечить широкие массы населения требуемыми ресурсами и товарами.
Социальное проектирование сталкивается и с очень локальными проблемами, которые так или иначе сказываются на благополучии всего населения. Например, проблема сиротства. Ранее она оценивалась как очень узконаправленная проблема, которая касалась только отдельных категорий граждан. Но сейчас сиротство обрело социальный характер. Дети-сироты – это в будущем те самые люди, которые будут не способны социализироваться, адаптироваться, воспринимать социальные нормы и ценности и транслировать их в широкие массы будущим поколениям. Сироты не могут участвовать в социальном проектировании, поскольку их статус не позволяет им обладать широкими возможностями, правами и свободами. Социальное проектирование обретает характер глобальной цели, поэтому сегодня в нем задействованы специалисты из различных категорий населения. Стираются границы, глобализирующееся общество теперь находится в единстве, а значит взаимосвязи и зависимости становятся только крепче.