Материнство как феномен
Как предмет исследования, материнство чаще всего рассматривалось в рамках таких наук, как медицина, физиология, биология человеческого поведения и психология. Но с недавнего времени материнство стало предметом изучения социологической науки. Это обусловлено прежде всего тем, что материнство – это особый феномен, а проявление материнства и материнских чувств способно оказать влияние на личность человека и на его мироощущение в обществе.
На протяжении всего 20 века феномен материнства рассматривался с двух точек зрения:
- эволюционно-биологическая, где материнство исследовали такие авторы, как Дж. Боулби и Д.В. Винникотт;
- культурно-историческая, где особое внимание материнству оказывали такие ученые, как М.И. Лисина и Г.Г. Филиппова.
Наличие нескольких подходов и большого числа точек зрения отразилось и на проблематике материнского инстинкта, а именно на формате его рассмотрения. Материнство в целом рассматривается как положение женщины в общественной иерархии. Материнским статусом обладает женщина, которая уже стала матерью или которая только готовится стать матерью. С биологической точки зрения такое положение является для женщины естественным, но с точки зрения ее социального статуса она нуждается в особой защите со стороны государства.
С точки зрения законодательства, а в России материнство определяется в Семейном Кодексе, оно выступает в качестве особого положения женщины в обществе, а также как биологическое состояние, связанное с вынашиванием ребенка и его рождением. С биологической точки зрения материнство – это особая биологическая функция, которая является естественной для женского организма, заложенной природой. Главная цель этой функции состоит в продолжении человеческого рода.
Материнство и с биологической, и с социальной точек зрения выполняет несколько очень важных функций:
- обеспечение среды для пренатального и постнатального периодов, то есть обеспечение благоприятных условий во время вынашивания ребенка и для ребенка уже после его рождения;
- обеспечение условий для развития видотипичной структуры деятельности, то есть создание условий, в которых ребенок мог бы нормально развиваться, чувствовать себя в безопасности и социализироваться;
- обеспечение условий для возникновения прижизненно формирующихся видотипичных потребностей: потребности в эмоциональном взаимодействии со взрослым, в получении положительных эмоций от взрослого, включения взрослого в чувственно-практическую деятельность, потребность в оценке взрослым своей активности и её результатов, познавательная потребность и др., а также формирование привязанности.
Также к функциям материнства относят обеспечение условий для усвоения имеющихся социальных благ, воспитания, формирования полноценной личности, которая будет воспринимать социальные нормы и ценности и генерировать собственные. Обеспечение условий для развития мотивационных механизмов также входит в перечень функций материнства, и выполняются они в основном именно матерями.
Ценность материнства
Несмотря на то, что материнство было и остается естественной функцией женщины, нельзя игнорировать тот факт, что ценность материнства постепенно утрачивается. Современная женщина, получив все возможности для образования, выстраивания карьеры и реализации иных потребностей, теперь чаще всего отказывается от деторождения. Причем, это может быть как временный отказ от продолжения рода, так и постоянный. Такие женщины как правило полностью погружаются в собственную самореализацию, и в их жизни нет места воспитанию ребенка.
Материнство – это врожденное качество, но его также необходимо побуждать и развивать. В противном случае при определенных обстоятельствах женщина не будет иметь желания рожать ребенка. Многие называют материнство истинным счастьем, поскольку женщина, которая смогла реализовать себя как мать, родив ребенка, в результате полностью удовлетворила и свою потребность, и в определенной степени выполнила свой долг. Но современные женщины все чаще отказываются от возможности материнства. Это происходит по нескольким причинам:
- нежелание воспитывать ребенка из-за отсутствия материальных средств и финансов;
- отсутствие устойчивой модели семейных отношений и модели материнства в связи с тем, что женщина сама росла без матери или в неполной семье;
- физиологические особенности, по состоянию здоровья женщины также не могут иметь ребенка;
- осознанный отказ от деторождения в пользу самореализации, получения образования и выстраивания своей карьерной стратегии;
- нежелание партнера заводить ребенка.
Ценность материнства снижается у молодых женщин, и уже по мере своего становления они осознают, что для них есть более значимые ценности. Например, кто-то стремится больше путешествовать и посмотреть мир, кто-то не желает обременять себя ребенком, поскольку им хочется больше посвящать себя своим интересам и интересам своих партнеров. Также женщины не хотят рожать детей, поскольку они не знают, справятся ли с воспитанием. Общественная и политическая ситуации, особенно в неблагоприятные периоды также не располагают к размышлениям о семье и деторождении.
Последствия отказа от ребенка неблагоприятны и для ребёнка, они отражаются на всей его последующей жизни, так как дают ему отрицательный социальный и психологический опыт в период раннего и дошкольного детства. Для воспитанников детских домов характерны нарушения социализации, недостаточное включение его в различные виды практической деятельности, ограничения социальной активности ребёнка. Наиболее пострадавшей в структуре личности ребенка-сироты является аффективно-личностная сфера, сфера эмоций и привязанностей ребенка. Воспитанники детских домов не готовы решать самостоятельно проблемы дальнейшего получения образования, трудоустройства, и иные жизненные ситуации. Исследования учёных показали, что развитие ребёнка, утратившего семью, идёт по особому пути, у него формируются специфические черты характера, поведения, про которые нельзя сказать лучше они или хуже, чем у обычного ребёнка,- они просто другие.