Система социальной защиты семьи, материнства и детства в муниципальном образовании – это основанный на конституционно-правовых гарантиях комплекс нормативно регламентированных принципов, инструментов, мероприятий по социальной поддержке семьи, материнства и детства и создания благоприятной среды семейного воспитания детей, наиболее полной реализации прав детей и родителей.
Конституционно-правовое регулирование деятельности системы социальной защиты семьи, материнства и детства в муниципальном образовании
Современные демократические государства, в том числе и Россия, берут на себя обязательства по социальному обеспечению и поддержке нуждающихся слоев населения для гарантирования благосостояния всем членам общества. Конституция рассматривает Россию как социальное государство, в связи с чем на него возлагаются социальные обязательства перед населением, в том числе социальные обязательства по защите семьи, материнства, отцовства и детства в стране.
В соответствии с конституционными положениями ст. 72 в состав объектов совместного управления Федерации и регионов включена защита семьи, материнства, отцовства и детства.
Здесь важно подчеркнуть, что реализация социальной политики по защите материнства, отцовства, детства, семьи. Это политика, направленная на обеспечение не только настоящего, но и будущего российского общества, поскольку от среды воспитания и развития личности, прежде всего, молодого поколения во многом зависит уровень социального, культурного, экономического развития страны.
Семья как социальный институт решает важнейшие для общества и государства задачи: она готовит будущую личность к активному включению в общественные отношения – социальные, экономические, политические. Задача государства и муниципальных образований оказывать всестороннюю поддержку семье для ее сохранения, для эффективного воспитания детей, для обеспечения благосостояния детей и семей.
Основные направления социальной защиты семьи, материнства и детства в муниципальном образовании
Практическая реализация конституционных гарантий муниципальным образованием представляет собой реализацию социальной политики по следующим направлениям:
- формирование среды для противодействия негативным тенденциям в сфере защиты семьи, материнства и детства, в том числе для преодоления бедности, маргинализации российских семей;
- обеспечение улучшения финансового состояния российских семей;
- расширение перечня инструментов поддержки, прежде всего финансовой, семей, матерей, отцов и детей;
- оказание всесторонней поддержки семье в воспитании детей;
- противодействие дискриминации женщин, женщин с детьми в трудовых отношениях;
- формирование широкой сети дошкольных, школьных и внешкольных учреждений социального обслуживания населения, доступных для всех местных семей;
- особая поддержка детей, которые находятся в трудных жизненных обстоятельствах;
- поддержка функционирования молодежных, детских, женских общественных объединений.
Проблемы и пути совершенствования системы социальной защиты семьи, материнства и детства в муниципальном образовании
Органами публичного управления прилагаются усилия, в том числе в муниципальных образованиях, по обеспечению всесторонней поддержки российским семьям, детям, родителям. При этом основные проблемы обеспечения социальной защиты семьи, материнства и детства на уровне местных сообществ связаны, прежде всего, с тем обстоятельством, что многие местные сообщества не располагают достаточными собственными финансовыми ресурсами для эффективной реализации социальной политики в рассматриваемой сфере.
Другая проблема реализация социальной политики по указанному направлению связана с объективными общественными процессами: семья сегодня переживает кризис, традиционные взгляды на супружеские роли, брачные отношения претерпевают существенные преобразования.
В качестве негативных социальных тенденций в рассматриваемой сфере с позиции общественного и государственного развития можно выделить следующие:
- отказ от семейного воспитания, разрушение семейных связей, связей между поколениями, рост числа разводов. Это нередко приводит к тому, что содержание и воспитание ребенка ложится на плечи одного из родителей;
- распространение масштабов социального сиротства, в том числе латентного;
- отсутствие экономической стабильности: сокращение доходов российского населения ведет к росту числа неблагополучных семей, которые нуждаются в социальной поддержке.
Поэтому для совершенствования системы защиты материнства, отцовства, детства, семьи в муниципальных образованиях необходимо привлекать дополнительные ресурсы в рассматриваемую сферу, в том числе посредством координации усилий с общественными объединениями, представителями бизнеса.
К числу приоритетных направлений муниципальной политики в рассматриваемой сфере следует отнести:
- Утверждение и распространение среди местного сообщества идеала семейных ценностей, традиций, сохранения межпоколенческих связей, традиций семейного воспитания;
- Совершенствование работы по противодействию социальному сиротству, в том числе посредством профилактики семейного неблагополучия;
Повышение эффективности инструментов и мероприятий социальной защиты, в том числе:
- оказание финансовой помощи в форме пособий для подготовки детей из многодетных малоимущих семей и детей-инвалидов к учебному году;
- оказание финансовой помощи детям, которые столкнулись с трудными жизненными обстоятельствами;
- проведение общественных мероприятий для семей с детьми и детей за счет средств муниципального бюджета и др.
Важно подчеркнуть, что кроме специальных мероприятий защиты семьи, детства, материнства, отцовства необходимо также реализовывать и общесоциальные мероприятия, в том числе формирование благоприятной образовательной, культурной среды для воспитания и развития личности.