Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Образы в массовом сознании

Образ лидера в массовом сознании

Во всех различных группах есть свой руководитель, так называемый лидер. Он может занимать официальную позицию руководителя, а может и иметь никакого законного основания, при этом все равно являться руководителем в силу своих организационных и лидерских навыков.

Лидер не только ориентирует и руководит своими подчиненными, но и желает вести их за собой, а подчиненные не просто идут за лидером, потому что так следует делать, но имеют желание идти за ним. Исследования показывают, что возможности и умения лидера оцениваются обществом, как правило, намного выше, нежели соответствующие качества других членов коллектива. У лидера есть определенные способности, качества, которые и помогают ему стать лидеров каких-либо групп людей. Ему присущи определенные психологические свойства: уверенность в себе и своих действиях, решительность, острый ум, профессионализм и полноценное знание своего дела, сила воли, способность осознать психологические особенности людей и организаторские навыки.

Лидер должен уметь решать различные групповые трудности и задачи, в нем должны присутствовать личностные качества, которые важны для группы, и он должен разделять ценности, которые характерны для группы.

Определение 1

Лидер — это зеркало группы, он как нельзя лучше отражает ее сущность и ее особенности.

Лидер какой-то определенной группы, успешно занимающий данную позицию, не обязательно может стать лидером любой другой группы, так как в каждой свои особенности и ценности, под которые нужно подстраиваться.

Выделяют некоторые виды лидерства:

  • бытовой (в школьных, студенческих группах, различных кружках и секциях небольшого масштаба, в семье и т.д.)
  • социальный (на работе, в профсоюзном движении, в спортивных или творческих группах и т.д.);
  • политический (государственные и социальные деятели).

Механизмы формирования представления о лидере в массовом сознании

Определение 2

Массовым сознанием называется сознание совокупности большого количества людей, т.е. массы граждан, которые обычно относятся к разным социальным группам, слоям и классам.

«Образы в массовом сознании» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Оно является одним из самых действенных способов влияния на массы и манипулирования ими.

Характерные черты поведения массы и ее воздействия на людей зависят от особенности лидеров, их типов и психологических качеств. Это, бесспорно, люди с особенным складом ума. Быть лидером в массе намного сложнее, чем в определенной группе, данная задача требует абсолютно других качеств и знаний.

Французский социолог и криминолог, один из основателей субъективно-психологического направления в западной социологии Габриель Тард считал, что масса сама находит себе лидеров, как бы выталкивая их из себя. Но больше популярно мнение психолога Гюстава Лебона, который выделил четыре главных типа таких «вожаков».

Первый тип — «Апостол». Так называют убежденных проповедников определенных верований: религиозных, социальных или политических. Это уверенные лидеры, которые имеют все свойства, способности и знания для того, чтобы командовать группой. Такие люди — как бы «прообраз толпы», которые отражают собой все ее главные особенности. Лидеры, относящиеся к данному типу, готовы пойти на любые жертвы, ради воцарения своей веры. Для них характерно одержимое желание распространять и проповедовать, и зачастую их верование становится единственным смыслом и целью жизни. Также Гюстав Лебон отмечал в такого рода лидерах простодушную наивность, ведь для них нет ничего проще, чем в один миг перестроить всю систему общества. У всех лидеров наблюдается общая черта – жажда разрушения, вероятно, без такого качества во все времена невозможно было бы быть апостолом. Лидеры, относящиеся к этому типу, сыграли огромную роль в мировой истории.

Второй тип лидеров массы — «Случайный фанатик». По сравнению с первым типом, это более небольшие фанатики одной цели, своего рода «моноидеисты» в различных ситуациях. У них есть своя «идея-фикс», однако выражается не всегда. Гюстав Лебон описывал их в обычное время и в обычных условиях, как достаточно умных и образованных людей, вполне нормальных с виду, но стоит коснуться их объекта фанатизма, как они совершенно теряют свою способность рассуждать, превращаются в непонимающих и агрессивных людей. Их особенности не опасны и не выбиваются наружу, если не задеть определенную тему. «Случайными фанатиками» они становятся при появлении определенных экстремальных ситуаций (Например, появление «апостола») в них возникает фанатичная сущность, и они превращаются верных и надежных «помощники апостолов», движимых сильной яростью и даже вполне отчетливой манией преследования.

Третий тип лидеров - «Дегенерат-аутсайдер». По словам Г. Лебона, «принадлежит к обширной семье дегенератов. Занимая благодаря своим наследственным порокам, физическим или умственным, низкие положения, из которых нет выхода, они становятся естественными врагами общества, к которому они не могут приспособиться вследствие своей неизлечимой неспособности и наследственной болезненности. Они — естественные защитники доктрин, которые обещают им и лучшую будущность, и как бы возрождение». У представителей этого типа мало фанатизма, они не увлечены одной целью и не имеют сильной стойкости веры. Для них характерны обида на жизнь и желание поменять ее.

И четвертый тип под названием «Диктатор». Диктатор или, по-другому, тиран сменяет вышеперечисленных лидеров и руководит массовым сознанием после того, как фанатики ее сформировали. Это лидер, которые приходит ко власти уже после плодов возглавляющей группу ранее, в последствии организовывая и регулируя массу. В нем могут быть определенные качества предшественников, основная его черта заключается в том, что он умеет вызвать у людей любовь к себе, а также возбудить боязнь к себе.

Образ власти в массовом сознании

В массовом сознании граждан Российской Федерации существуют образцы совершенной, безупречной власти и власти «реально действующей». Они являются социальными конструктами и порой не схожи с властью, действующей на данный момент, которую олицетворяют.

Власть практически скрыта для общества, массовое сознание живет образами, появляющимися под воздействием, как субъективных представлений, так и внешних, обычно действующих с помощью средств массовой информации. Уровень схожести, имеющихся в массовом сознании образов «идеальной» и «реально действующей» власти устанавливают уровень ее официальности и, в итоге, гарантируют принятие этой власти обществом. По этой причине актуальным является исследование степени единства, интегративности образа власти в массовом сознании граждан РФ, его адекватности единому общественному запросу.

На данный момент образ власти в массовом сознании изменяется. Актуальными остаются такие темы, как образ власти в массовом сознании россиян, и что влияет на процесс его формирования и изменения.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 15.03.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot