Сущность манипулирования
Манипулирование – это разновидность социально-психологического воздействия, представляющая собой стремление к изменению восприятия и поведения объекта манипулирования путем скрытой, обманной или насильственной тактики с целью принуждения его к совершению действий, требуемых манипулятору.
Автор одной из первых концепций массового общества – Г. Лебон. Он сравнивал массу и толпу, то есть люди, объединяясь в массы, теряют ответственность и подчиняются эмоциям, а не рассудку. Отличительной чертой масс, по Лебону, является слияние индивидов в единую систему разума и чувства, ведущих к стиранию личностных различий и снижению уровня интеллекта. При этом социальный класс и уровень образования личности внутри толпы не играют никакой роли, то есть в толпе и ученый, и невежда будут одинаково неспособны соображать.
Отечественный специалист в области политической психологии А. П. Назаретян, при уточнении и дополнении позиции Лебона, представлял следующее определение толпы:
Толпа – это скопление людей, у которых нет единых целей и организационно-ролевой структуры, но связанных между собой общим центром внимания и эмоциональным состоянием.
Многие исследователи обращали свое внимание на то, что в современном мире, учитывая высокую развитость различных СМИ, например, телевидения, процесс формирования сознания масс существенно усилился и изменился.
Маркузе Г. дал следующее определение массового сознания:
Массовое сознание – это общественное сознание значительных неструктурированных групп людей, то есть масс, конкретного общества, которое отражается в условиях их повседневной жизни, их норм и интересов.
Массовое сознание состоит из распространенных в обществе идей, представлений и взглядов. Чтобы лучше понять сущность массового сознания, необходимо рассмотреть определение коллективного сознания Э. Дюркгейма.
Коллективное сознание – это духовное единение общества, не являющееся суммой индивидуальных сознаний, а выступающее как из особая форма, существующая вне зависимости от индивидуальных сознаний в виде обычая, морали, традиции и иного социального фактора, создающего моральную общественную среду, оказывающую воздействие на способы действия и мышления, выбираемые людьми. Формами коллективного сознания выступают коллективное представление и коллективные чувства.
Манипулирование общественным сознанием – это действия, производимые человеком или группой людей с целью сформировать у объекта желаемые для инициатора манипулирования логические выводы, образы мышления и рефлексы.
Манипулирование представляет собой воздействие, требующее значительного уровня мастерства и знаний, особенно это касается манипулирования общественным сознанием.
Манипулирование предполагает отношение к управляемым людям как к объектам, которые лишены свободы выбора. То есть манипуляции выступают одной из технологий власти, а не воздействием на поведение друг друга или партнера.
Виды и методы манипулирования общественным сознанием
Манипуляции общественным сознанием – процесс крайне сложный и обширный. Наиболее успешной будет манипуляция тогда, когда объект манипулирования имеет определенную степень готовности быть подвергнутым манипуляции. Формирование готовности такого рода у объекта манипулирования также задача манипулятора, если говорить о масштабном манипулировании на уровне целого государства. В связи с этим, некоторые авторы выделяют стратегическое и тактическое манипулирование.
Стратегическое манипулирование направлено на долгосрочное влияние на объект манипулирования, с целью формирования таких ценностей и потребностей, установок и норм, которые бы соответствовали целям манипулятора и обеспечивали поддержание стабильности государственного строя, необходимого манипулятору.
Тактическое манипулирование базируется на использовании идеологии, которая была сформирована в процессе стратегического манипулирования. Манипулятор пользуется устоявшимися в общественном сознании нормами и ценностями, заставляя общество воспринимать определенную социальную информацию таким образом, каким выгодно для манипулятора, в связи с чем он направляет деятельность общества в нужном ему направлении.
Успешная манипуляция возможна только в случае, когда объект манипуляции готов ей подвергнуться. Когда объект манипуляции – общественное сознание, условие манипуляции – пассивность большинства граждан по отношению к информационному воздействию. То есть они не растрачивают душевные, умственные силы на анализ получаемой информации. Такое поведение называется модель рационального невежества. Данная модель предполагает следующие черты:
- отсутствие у граждан полной информации;
- знание граждан об обладании фрагментарной информацией;
- получение дополнительной информации обходится дорого;
- ожидаемые выводы от дополнительной информации не настолько ценны, сколько они будут стоить.
Большинство манипулятивных технологий управления общественным сознанием выстроены на этой модели.
Отвлечение внимания – один из основных способов управлять обществом, который реализуется через отвлечение внимания от по-настоящему важных проблем и их решения за счет постоянного информационного давления малозначительной информацией.
Также классическим приемом является давление на эмоции, а не на логику. Это прием блокирует способность человека к рациональному анализу информации, а значит и к критическому осмыслению происходящего.
Еще один прием управления - эффект очередности информации, когда информация, направляемая непосредственно на общественное сознание, должна предшествовать любой другой информации, не связанной с решением рассматриваемой задачи.
Также нужно упомянуть метод усиления чувства собственной вины, который направлен на формирование у людей мнения о том, что только они несут ответственность за свои неудачи, социальный статус, уровень экономической обеспеченности и пр.