Макс Хоркхаймер (род. 14.2.1895, Штутгарт — ум. 7.6.1973) - немецкий социолог, один из основателей и наиболее известных представителей Франкфуртской школы неомарксизма (фрейдомарксизма).
Эволюция концептуально-теоретических подходов Хоркхаймера
Принято выделять три основных периода в развитии собственной концепции М. Хоркхаймера:
-
30-е - начало 50-х годов ХХ века. Неомарксистский: в этот период Хоркхаймер вырабатывает собственный подход к использованию марксистской диалектической методологии в исследовании социальных процессов, а также критикует подходы других известных неомарксистов – Лукача и М. Корша. Основное внимание уделяется философии как общеметодологической базе социальных и исторических исследований. Помимо того, все более усиливается влияние на воззрения Хоркхаймера идей классического психоанализа Зигмунда Фрейда. Развивая их, он пытается построить общий алгоритм изучения формирования и развития таких социально-психологических феноменов, как идеологии и предрассудки. Еще одним «импульсом» здесь послужило обострение социальных противоречий в немецком обществе, становление и затем крах германского фашизма.
-
50-е годы. Разочарование в основных положениях марксизма и неомарксизма. Совместная с Теодором Адорно разработка критической социальной теории, совместная (также с Т. Адорно) работа над «Диалектикой Просвещения». Все более острая критика «большевизма» как неудавшейся попытки воплощения марксистских идей в социальной практике. Одновременно Хоркхаймер продолжает активно критиковать и современную западную модель общественного устройства – в частности, в связи с недальновидными и нереалистичными ожиданиями «взаимоувязанного» технико-технологического и социально-политического прогресса. Продолжение исследований, посвященных тем или иным аспектам политического «авторитета», господства и подчинения.
-
Позднейшая эволюция. Практически полный отход от марксистских позиций. Формирование «негативной теологии» М. Хоркхаймера.
Теория авторитарной личности
Одно из основных достижений М. Хоркхаймера – глубокий анализ понятия «авторитарная личность». Данная теория формируется изначально в работах еще одного франкфуртского фрейдомарксиста Эриха Фромма. Хоркхаймер, основываясь на данных, полученных в процессе зарождения и развития германского нацизма в 30-х годах прошлого века, разрабатывает специальную программу масштабных исследований по данной теме, включающих изучение проблемы авторитета и авторитарности в рамках семьи.
Главное произведение этого направления – изданные Хоркхаймером в 1936 г. «Штудии об авторитете и семье». В послевоенный период Хоркхаймер проводит подобные исследования в США и ФРГ.
«Сумасшествие» буржуазного разума
Самая популярная работа Хоркхаймера – написанный им совместно с Адорно труд «Диалектика просвещения», положивший начало их основной концепции – критической социальной теории.
Основные дискуссии по поводу данной работы касались выдвигаемого авторами тезиса о существовании особого типа человеческого разума – «западноевропейского», или буржуазного. Более того, авторы утверждали даже, что этот тип разума в определенный момент западной истории «повредился» и перестал адекватно воспринимать реальные вызовы исторического процесса и адекватно же на них реагировать.
Главным фактором такого «повреждения» называется трактуемая в духе Шопенгауэра и Ницше «воля к власти», вообще свойственная человеку от природы и особенно развитая как раз в обсуждаемом в книге (западноевропейском) типе сознания. «Воля к власти», к авторитарному стилю управления, и всегда сопутствующее ей стремление определенной части людей к конформному и психологически комфортному подчинению деформирует сознание, разрушая и самого индивида, и его окружение.
Отсюда и достаточно пессимистичная в целом оценка возможностей дальнейшего исторического прогресса. По мнению Хоркхаймера, реальной задачей для современного человечества выступает не столько создание новых социально-политических, экономических и т.д. форм, сколько максимально возможное сохранение реальных достижений, имеющихся на сегодняшний день.