Понятие «культурогенез»
Культурогенез – это процесс зарождения и становления культуры, формирования ее основных характеристик. Культурогенез неразрывно связан с генезисом человека и общества.
Процесс культурогенеза начинается, когда у группы людей возникает необходимость в общих формах жизнедеятельности, приспособленных к определенным условиям времени и места, и достигает своего завершения, когда появляются стандарты и формы, закрепленные в обычаях и нравах.
Исторической неизбежностью культурогенеза стало развитие производственной деятельности человека. Происходили качественные изменения в системе жизнедеятельности человека, в восприятии и переработке информации, в формировании мышления знаками, языка мышления, постепенно перерастающего в словесно-понятийное сознание. Так началось формирование духовной области жизнедеятельности, проникнутой элементами духовной культуры.
Историю мировой культуры необходимо рассматривать как целостный процесс. Все феномены культурной эволюции человечества – действия, события, причины, факторы, результаты – тесно взаимосвязаны, где бы они не происходили и являются частями единой системы.
Для того, чтобы понять специфику культуры и логику ее развития в каком-то конкретном регионе и в определенную историческую эпоху можно, только учитывая общие закономерности культурно-исторического процесса в масштабах всей планеты.
В истории культуры присутствует чередование гармонии и хаоса. При этом состояние хаоса является основой для формирования гармонии.
Следующий цикл выступает продолжением предыдущего. Переход от гармонии к хаосу происходит одновременно по нескольким путям. Будущее проявляется в настоящем и функционирует как возбудитель процесса.
Движущие силы культурогенеза
В традиционных древних учениях движущей силой культурогенеза выступает родительское чувство и Святой дух. Данные учения указывают, что культура развивалась в результате искусственного отбора, обеспечившегося также социализацию человека.
Трудовая концепция культурогенеза подменяет культуру человека культурой камня, бронзы и железа. В настоящее время существует много гипотез, опровергающих решающую роль трудовой деятельности в развитии культуры.
Считается, что культурогенез мог породить зоологический альтруизм наших предков, основу которого составляет культивирование способности не применять искусственное или естественное оружие при дележе пищи, самок, во время ссор, игр, при определении социального статуса и т.д. Без этой способности любой культурный социум невозможен, а внести ее в культуру могли существа, склонные к альтруизму.
Родительский инстинкт породил воспитательный процесс. Истоки воспитательного и культурного процессов лежат в начальных формах общения матери и ребенка. В качестве протоязыка использовался язык жестов, пантомима.
Истоком культурогенеза является родительский инстинкт и родительская забота. Они направляют воспитательный процесс и задают ему динамику.
Изучая динамику родительского чувства необходимо основываться на принципе историзма, благодаря которому отцовство можно рассматривать как феномен культуры.
Культивирование альтруизма, создавшего культурный социум и человека, реализуется во время воспитательного процесса, детерминированного родительской заботой, родительскими чувствами, процессом воспроизводства потомства, что позволяет рассматривать родительское чувство и родительский инстинкт главными двигателями культурогенеза.
Концепции культурогенеза
- Религиозная концепция. Все, в том числе человек, созданы по образу и подобию Бога. Культура является проявлением божественного дара в человеке.
- Космологическая концепция. Разум и культура были занесены на Землюс других планет.
- Орудийно-трудовая теория культурогенеза (Ф. Энгельс). Согласно теории происхождение культурного и социального связано с процессом становления человеческого труда, благодаря которому природа стала культурной средой человека. Человек выделился из животного мира, и культуру породила деятельность человека. Пространство культуры значительно расширяется благодаря механизму воспроизводства человеческой деятельности. При этом человек выступает как общественное существо. Появлению языка, речи, мышления, сознания, культуры способствовало сознание искусственных орудий труда.
- Психоаналитическая теория (З. Фрейд). Культурогенез раскрывается через тотемизм, древнейшую форму религии. Культура начинается с системы запретов – табу. Совесть – качество, выделяющее человека из мира животных. Согласно Фрейду, люди, после совершения первородного греха, объединились в род, появились первые моральные нормы, запрещающие кровосмесительные браки. Любая культура возникает вследствие подавления первичных потребностей, наложением запретов на природные инстинкты. Основную задачу культуры Фрейд видит в защите человека от природных сил (инстинктов, холода, дождя и т.д.).
- Игровая концепция (Хейзинг, Гадамер, Финк). Культура берет свое начало в игре. Игра – это человеческая необходимость, любая его деятельность имеет вид игры. Основа появления культурных форм лежит в иллюзиях и духовных чаяниях человечества, в его мечтах и идеалах.
- Символическая концепция (Э. Кассирер). Человек биологически более слабое существ, чем животное. Неосознанное подражание животным привело к выработке специфической системы ориентиров, которые дополняют инстинкты и надстраиваются над ними. Происходит символическое приспособление к миру. Истоки культуры лежат в способности человека создавать искусственный мир, обозначая реальность некими определенными символами. Специфическими символическими формами являются язык, наука, миф, искусство. Человек является одновременно и «символическим» и «незавершенным» животным. Он взаимодействует с вещами посредством языковых форм, искусственных средств, мифических символов, художественных образов, религиозных обрядов.