Особенности индийского общества и положение детей в индийских кастах
Индийское общество на протяжение долгого времени расслаивалось, и в результате поделилось на сословия. Название этих сословий – касты, а разделение произошло несколько тысяч лет назад, но остается актуальным и сохраняется по сей день. Индусы считают, что когда они следуют правилам, которые установлены в их касте, то в следующей жизни они могут родиться в касте более высокого уровня.
Такие надежды связаны с тем, что при жизни изменить свое положение и стать членом другой касты практически невозможно. К слову, таких случае были единицы, поэтому шансы перейти равны нулю. Одна из причин такого положения дел – статус, который человек получает при рождении. Будучи ребенком, он осознает, что его социальный статус, будущая профессия, уровень образования – это все то, что он не сможет выбрать себе сам. Все эти критерии даются ему со стороны семьи, ведь его родители обладают тем же статусом, имеют то же образование и заняты в той же профессии. Причем, такие правила распространяются на представителей любых каст: и высших, и низших.
Человек в силу своих религиозных убеждений считает, что если он будет вести правильную и праведную жизнь, не будет нарушать правил своей касты, будет отзывчив, любить с самого раннего возраста все то, что его окружает, то в следующей жизни он переродится и станет представителем чуть более высокой и почитаемой касты. Также он верит, что в следующей жизни после перерождения сможет занять лучшее положение в обществе.
К детям в кастах отношение не отличается ничем от отношения, которое складывается ко взрослому человеку. С самого раннего возраста малыша приучают к законам и правилам, которые правят в касте. Ребенок должен осознавать свое место не только внутри касты, но и во всем индийском обществе. Правила всегда зависят от положения касты: в высших кастах у детей есть больше прав, они могут учиться грамоте с раннего возраста, затем имеют право на получение образования, на вступление в брак с представителем такой же высшей касты. Что касается детей, которые родились в семьях, принадлежащих низшим кастам, то здесь условия более жесткие: ребенка приучают к физическому труду по примеру его отца и матери. Также ребенку объясняют, что он не имеет права дружить или каким-либо образом взаимодействовать с представителями высших каст, поскольку это запрещено законом.
Если ребенок нарушает правила, то он может получить очень жестокое наказание. Обычно это прилюдное наказание, избиение. Особое отношение проявляют к девочкам: их с детства приучают, что необходимо прислуживать своему мужу, нельзя перечить ему. К тому же девочка не может сама выбрать себе жениха: в богатых семьях девочек выдают замуж вслепую и в очень раннем возрасте.
Есть случаи, когда девочек выдавали замуж в шестилетнем возрасте, против их воли и согласия. Но именно так и заведено в индийском обществе: родители не будут спрашивать согласие ребенка на брак, так как это правило, которое нельзя нарушать ни под каким предлогом.
История возникновения кастовой системы
Индийские Веды повествуют о том, что даже в древности арийские народы, которые жили на территории современной Индии, уже имели свои правила, по которым общество делилось на различные сословия. Сословия эти выстраивались в иерархию: были более благоприятные, а были менее благополучные.
Чуть позже сословия стали именоваться варнами (от слова «цвет», так как принадлежность к той или иной варне определялась по цвету одежды, в которую был облачен индус). Иной вариант названия варн – касты.
Изначально в Индии сформировалось четыре основные касты (варны):
- Брахманы – преимущественно это были священники и священнослужители;
- Кшатрии – военные и военнослужащие, которые защищали свою страну на поле боя;
- Вайшья – рабочие люди, имеющие некоторые привилегии и доход;
- Шудры – ремесленники, разнорабочие и слуги своих господ.
Разделение на касты возникло в связи с тем, что разные люди имели разный уровень благосостояния. Так, богатые хотели, чтобы их также окружали исключительно богатые и успешные индусы. При этом, они в открытую брезговали общением с менее обеспеченными, бедными и необразованными людьми, считая их «нечистыми» и опасными. Каждая каста обладала своими уникальными особенностями, правилами поведения, мировоззрением и основами существования. Например, брахманы являлись священниками и жрецами. Они имели высокое положение в обществе, и иногда это положение было даже выше, чем должность правителя. Они имели право получать образование, изучать Веды, а затем обучать им других индусов своей же или приближенной касты.
Представители кшатрии исполняли роль воинов, солдат и охранников. Они занимались военным делом или были заняты в некоторых формах административной работы. Вступать в брак они имели право с представителями не только своей касты, но и с представителями касты вайшья. Дети перенимали образ жизни своих отцов: мальчики становились военными, даже если опасность для жизни и риск здоровью был велик. Девочки становились хозяйками, имели право выходить замуж за представителя только своей же касты. Вайшья – это земледельцы и скотоводы, а также торговцы. Они были заняты финансовыми и хозяйственными делами, различной торговлей на внутреннем и внешнем рынках, а сегодня это известные банковские работники.
Шудры – это низшая каста. Она всегда существовала в роли крестьян, а некоторых шудры становились подневольными рабами. Они занимались самой сложной работой как в физическом, так и в моральном плане. В наше время этот социальный слой является самым бедным, живет за чертой нищеты. При этом, шудры – самая многочисленная прослойка населения. Они могли жениться даже на разведенных женщинах, вести разгульный образ жизни. То, как человек относится к своему низшему положению, зависит от того, какое воспитание ему дали родители. Иногда дети-шудры были неграмотными и не имели образования, но были более сообразительны и быстро учились ремеслам, что нельзя сказать о детях, которые принадлежат высшим кастам.