Суть качественных методов исследования
Качественные методы исследования – это совокупность методов сбора, обработки и последующего анализа информации об отдельных индивидах, а также группах и социальных процессах, которые происходят в обществе.
Объектом качественных социологических исследований является личность, поскольку человек – это исполнитель определенной социальной роли. А значит он вовлечен в социальные группы, разнообразные процессы и может быть активным объектом, и одновременно субъектом социальной жизни. Предметом качественных исследований становится процесс, а также типология исполнения определенной социальной роли. Также некоторые исследователи подчеркивают, что предметом также может стать и вариация социального выбора, но в данном случае многое будет зависеть от того, какой выбор будет сделан определенным человеком или более широкой социальной группой.
Качественные методы отличаются от других, в первую очередь количественных методов тем, что характер получения социологической информации более открытый. Проблема и гипотезы могут быть сформулированы более конкретно, поскольку проблема изучается не поверхностно, а глубоко. Качественные методы исследований помогают ученому получить данные непосредственно от объекта исследования, а также понять его психологические мотивы, нравственные мотивации в отношении того или иного действия, процесса или явления. Как показывает практика проведения качественных исследований, внутри них в целом может отсутствовать разграничение исследовательских этапов. Это говорит о том, что сбор данных и их анализ может происходить в одно и то же время. В рамках качественных исследований используют неформализованные и неизмеримые методы, которые помогают исследователю быстро собирать первичную информацию для последующего анализа или уточнения.
Использование качественных методов в социологической науке, типология методов
Исходя из всего, чтобы было обозначено выше, можно сказать, что особенностью качественной социологии является возможность сформулировать обобщение на основе одинакового эмпирического материала. Результаты социологического исследования, которые могут быть получены исследователем при использовании качественных методов, на самом деле не всегда просто воспроизвести. Далеко не каждый исследователь может получить точно такие же результаты, опираясь на те же методы, которыми пользовался другой автор, интерпретирующий результаты. На примере качественного исследования экономической сферы жизни человека можно рассмотреть, как проявляется выше описанная тенденция.
Во время качественного исследования экономической сферы происходит:
- Описание человеком различных аспектов жизни, а также отношение к этим аспектам;
- Выявление жизненных фактов и смыслов, интерпретация этих смыслов;
- Получение более глубоких знаний, которые могут быть выражены не научным языком, а более обыденным.
Качественные методы социологического исследования могут быть применены в самых разных отраслях. Например, с помощью этих исследований, во-первых, можно проанализировать и глубже изучить особенности адаптационного процесса к любой социальной ситуации, особенно если речь идет о смене человеком своего места жительства и своих условий проживания. Во-вторых, можно объяснить и определить гендерные особенности, специфические черты и характеристики повседневной практики потребления. В-третьих, в производственной сфере могут происходить различные экстремальные и непредвиденные ситуации, и они также могут быть изучены благодаря качественным методам исследования. Также исследователи изучают социальную и трудовую мобильность, как как имеют возможность интервьюировать непосредственных участников процесса, изучать их мнения, особенности восприятия своего текущего и потенциального положения.
Основными качественными методами исследования можно назвать:
- Наблюдение;
- Фокус-группу;
- Глубинное интервью;
- Анализ личного архива и документов.
Наблюдение – это метод целенаправленного и планомерного восприятия исследуемого объекта. В процессе наблюдения вся информация фиксируется для дальнейшей интерпретации. Общей задачей наблюдения является формирование наиболее точного представления о явлении путем фиксации черт личности. Наблюдение может быть использовано и как количественный метод, но все же в рамках качественного направления наблюдение может быть более эффективным. Социолог в процессе наблюдения не просто фиксирует наблюдаемый объект, но и старается встать на его место, чтобы корректно его интерпретировать. Как правило, качественные наблюдения используют в тех случаях, когда невозможно исследовать внутреннюю жизнь более узких социальных групп и сообществ.
Глубинное интервью – второй метод, но далеко не последний по своей значимости. Он используется в качественных исследованиях. Это метод социологического исследования, который чаще всего используют в маркетинге. При этом компания берет на себя ответственность за взятие объемных интервью у представителей целевой аудитории, чтобы узнать об их вкусах, страхах, предпочтениях и сложностях в удовлетворении потребностей. Глубинные интервью могут быть структурированными и неструктурированными. Свободные, неструктурированные интервью предполагают ту ситуацию, когда социолог формулирует свой вопрос, но при этом в процессе ответа не перебивает респондента, полностью выслушивает его точку зрения. Структурированное интервью происходит по заранее обозначенному списку вопросов, а также интервьюер обязан регулировать темпы речи, характер излагаемого респондентом материала.
Еще один метод – это метод фокусированного интервью (фокус-группа). Это интервью проводят внутри группы в виде дискуссии. В социологии фокус-группы используются очень часто, так как они позволяют получить разнообразную информацию и различные мнения об одном и том же процессе или явлении, и при этом интервью выливается в дискуссию, но она обязательно должна контролироваться исследователем.