История исследования социальных представлений
Объективная реальность многообразна и сложна, но достаточно подробно изучается разнообразными научными отраслями. Естественно, что социальная психология также уделяла внимание ее изучению. Выясняется множество факторов, которые влияют на людское поведение. Ни для кого не является секретом, что каждый взятый в отдельности человек реагирует по-разному в любой определенной ситуации. Точно то же самое можно сказать и о какой-то определенной группе людей. В последнее время одним из факторов, который влияет на людское поведение, признаются социальные представления, именуемые репрезентациями.
Необходимость в изучении представлений индивида об окружающей действительности на практике с начала двадцатого столетия усматривали видные социологи и психологи. У. Томас и Ф. Знанецкий обращали внимание на то, что субъект выражает реакцию на ситуацию, исходя из того, как он ее воспринимает самостоятельно. Выработка этой проблематики вела У. Томаса к формулированию «теоремы Томаса»: «Если ситуации определена как реальные, они и ставятся реальными по собственным последствиям» (1923).
Этот феномен, который назван «самоисполняющимся пророчеством», описывается также Р. Мертоном, исследующим начало Великой Депрессии в США (1930). Таким образом, традиция изучения человеческих представлений в социологии и психологии была заложена уже довольно-таки давно. Но до того, как на такую проблему внимание обратила французская социологическая школа С. Московичи, интенсивного ее изучения не наблюдалось.
С. Московичи, основываясь на теории когнитивных и индивидуальных представлений Э. Дюркгейма, показывал, что человек при выборе способов действия опирается не на стимулы объективной реальности, а на то, как он сам себе их представляет. Такое положение раньше наглядно демонстрировалось известным «тюремным экспериментом» Ф. Зимбардо.
Таким образом, тщательное изучение социальных репрезентаций в современной социальной психологии началось в сфере разрешения вопросов социального познания социологической школой Франции под руководством С. Московичи.
Теория социальных представлений развивалась из положений Э. Дюркгейма (1914), который различал коллективные и индивидуальные представления.
По мнению Э. Дюркгейма, у людей есть два типа сознания:
- индивидуальное, которое характеризует каждого субъекта как индивидуальность;
- коллективное, которое является общим для какой-то социальной группы.
И именно последнее отражается коллективными представлениями.
Коллективные представления исходят не из индивидов, которые взяты изолировано друг от друга, но из их объединения.
Теория о социальных представлениях
С. Московичи полагает, что социальные представления не являются тождественными коллективным представлениям Э. Дюркгейма. Скорее всего, это не процедура надындивидуального, коллективного сознания, а факт индивидуального сознания, психосоциальное явление, которое включает в себя единство эмоционального и когнитивного.
Социальные представления, согласно мнению С. Московичи, являются универсальным социально-психологическим феноменом, включающим все формы познания, объединяющим мысли, идеи, знание и образы, которыми пользуются совместно члены коллектива (общности).
С. Московичи, объяснив природу социальных представлений, считает их рядом «высказываний, понятий и объяснений, которые возникают в повседневной жизни в ходе межличностного общения. В обществе они являются эквивалентными системам и мифам религиозных убеждений в обществах традиционного типа: их можно было бы даже называть современной вариацией здравого смысла» Это определение С. Московичи признается классическим.
Уточняя определение, которое было дано Московичи, Жоделе признает социальные представления формой познания социальной действительности. Именно Д. Жоделе дала самое полное определение категории «социальное представление». Она полагает, что категория социальное представление обозначает специфическую форму познания, а именно знания здравого смысла, функционал, содержание и воспроизводство которого социально обуславливаются.
В более широком плане социальные представления являются свойствами обыденного практического мышления, которые направлены на осмысление и осмысление материального, социального и идеального окружения. Как таковые, они имеют особенные характеристики в сфере организации ментальных операций, содержания и логики. Социальная детерминированность содержания и самого процесса представления определена условиями и контекстом их возникновения, циркуляцией, наконец, функциями, которые они выполняют во взаимодействии с миром и иными людьми.
Особенности социальных представлений
Формирование житейских понятий осуществляется в дошкольном возрасте. Складываются они в итоге стихийного обобщения опыта ребенка, которое, согласно мнению Л.С. Выготского, построена по типу комплекса. В базисе создания последнего, положены фактические связи, открываемые ребенком в непосредственном опыте, которые являются необязательными и ситуативными. Л.С. Выготский утверждал, что в отличие от понятия, определенный элемент включается в комплекс как реальная единица со всеми собственными фактическими связями и признаками. Комплекс по факту сливается с определенными предметами, которые входят в его состав и связанными меж собой. Это слияние частного и общего, элемента и комплекса образует самую существенную черту комплексного мышления. В итоге формируются «псевдопонятия», которые являются «передернутыми» научными, что является аналогом социального представления С. Московичи.
Таким образом, «житейские понятия» Л.С. Выготского и «социальные представления» С. Московичи, обнаружили общие точки соприкосновения: и те, и иные являются упрощенными знаниями о социальных феноменах и явлениях.
Категория общей психологии «представление» не всегда является близким к категории социальной психологии «социальное представление». Две эти категории часто расходятся по заложенному в них содержанию. С.Л. Рубинштейн охарактеризовал представления таким образом: представление наглядно-образно непосредственно связано более или менее с наглядной единичностью, выражает явление в его более или менее непосредственной данности.
К понятию «социальное представление» более близкой является категория «понятие», «суждение». Согласно мнению С.Л. Рубинштейна, в понятии преодолена ограниченность явления и раскрываются его существенные стороны в их взаимном связи. Суждения же являются некоторым действием субъекта, исходящим из определенных мотивов и целей, которые побуждают его высказать или принимать. Оно признается результатом мыслительной деятельности, которая приводит к учреждению определенного отношения мыслящего субъекта к предмету его мысли, а также суждениям о таком предмете, которое установились в окружении индивида.