Понятие игромании
В современном мире игровая зависимость представляет серьезнейшую социальную проблему. Игромания – патологическая склонность к азартным играм.
Азартным играм подвержены практически все слои населения: состоятельные люди, криминально-ориентированные граждане, средний слой. Появление компьютеров и новейших компьютерных технологий послужило толчком к разработке колоссального количества компьютерных игр. С ростом компьютерных технологий растет количество «геймеров» - зависимых от компьютеров людей, основная деятельность которых сосредоточена на компьютерных играх.
Люди, зависимые от азартных игр, подвергают себя серьезным социальным проблемам, таким как деградация социальных связей личности, отсутствие средств к существованию, криминальное поведение.
Игровая зависимость – это патологическое состояние, заключающееся в непреодолимой тяге к участию в азартных играх, доминирующих в жизни человека и ведущих к значительному падению семейных, материальных, профессиональных и социальных ценностей. Все внимание игромана сосредоточено на скорейшем погружении в игру, болезненном желании играть, взять реванш, отыграться.
Широкое распространение увлечения азартными играми значительно отразилось на молодом поколении, нервно-психическом и морально-нравственном состоянии всего общества.
Американская психиатрическая ассоциация квалифицировала болезнь зависимости от игры как «лудомания». В списки заболеваний Всемирной организации здравоохранения лудомания включена под кодом F 63.0.
Механизм формирования игровой зависимости
У всех зависимостей механизм формирования одинаков. В их основе лежат различные психологические изменения.
Исследования показали, что во время азартных игр в кровь человека в большом количестве поступают эндорфины – гормоны удовольствия, синтезируемые в гипофизе и гипоталамусе. Гормоны побуждают зависимого человека постоянно испытывать тягу к игре, вне зависимости от ее результата.
Существует несколько уровней игровой зависимости:
- Человек включается в игру только из чувства любопытства. Надеется на выигрыш. Как правило, проиграв некоторую сумму индивид продолжает игру в надежде отыграться.
- Последующий рост непреодолимого желания играть и выиграть большую сумму денег.
- Отказаться от желания играть невозможно, вне зависимости от исхода игры.
Игровая зависимость оказывает влияние на качество мышления, провоцирует возникновение различных психологических проблем, формирует иррациональные установки.
Игровой транс – состояние, характеризующееся частичной потерей осознания окружающей действительности, индивид не понимает зачем играет, не знает, что делать с выигранным, теряет контроль над временем, не может остановиться. Во время игрового транса происходит колоссальный выброс в кровь нейрогормонов. Игроман испытывает сильнейшие эмоции, которых не может получить в повседневной жизни.
Зависимый от азартных игр человек не может самостоятельно побороть тягу к игре, он ищет оправдания своему поведению, обещает родным и близким остановиться, обманывает, просит прощения, но вновь и вновь возвращается к игре. Потеря работы, близких ведет человека к глубочайшей депрессии, толкает на противоправные поступки, подводит к мысли об суициде.
Проблема игромании – комплексная проблема, включающая совокупность социальных, медицинских, педагогических, психологических факторов.
Игровая зависимость как социальная проблема
Как правило, игровой зависимости подвержено молодое поколение и лица среднего возраста. Самым зависимым возрастом считается подростковый возраст – 12-15 лет.
Особую опасность для общества представляет увлечение компьютерными ролевыми играми, в процессе которых происходит перевоплощение игрока в управляемого им героя. Такие игры характеризуются примитивным сюжетом, который основан на насилии, отсутствии ответственности, создает иллюзию безграничных возможностей.
Ролевые игры оказывают огромное влияние на формирование личности подрастающего поколения как раз в период усвоения социальных ролей и их активной социализации.
Ярко выраженная игровая компьютерная зависимость может:
- создать ощущение реальности виртуального выдуманного мира;
- увести от выполнения социальных обязательств;
- остановить личностное развитие;
- вызвать социальную дезадаптацию человека;
- вызвать различные виды антисоциального поведения и избыточную агрессивность;
- спровоцировать раздвоение личности.
К компьютерной зависимости детей и подростков могут привести конфликты с родителями и окружающими, недостаток общения с родителями, эмоционально-психологическое напряжение в семье, конфликтные отношения с одноклассниками и сверстниками, заниженная самооценка.
Профилактика игровой зависимости
Профилактика игровой зависимости должна происходить через формирование психологических и педагогических благоприятных условий жизнедеятельности, информировании о возможных последствиях увлечением азартными играми для личного здоровья и здоровья лиц ближайшего окружения, проведение профилактических мероприятий, направленных на укрепление нравственно-психического здоровья.
Профилактика игровой зависимости – это совокупность профилактических, психологических, педагогических и воспитательных мероприятий, обеспечивающих устойчивое состояние индивида к воздействию информационной среды и позволяющих распознать угрозу формирования игровой зависимости.
Мероприятия по профилактике игровой зависимости должны базироваться на следующих принципах:
- Принцип доступности. Соответствие возрастных, индивидуальных особенностей и методов реализации мероприятий.
- Принцип деятельностного подхода. Включение индивида в систему мероприятий, характеризующихся различными видами деятельности, создание ситуации успеха.
- Принцип личностно-ориентированного подхода.
- Принцип разносторонности воздействий (коррекция взаимоотношений в семье, включение в общественную жизнь и др.).
- Принцип системности, комплексности, последовательности.