Гипотезы
Гипотеза в социологии — это предположение, выдвигаемое в качестве предварительного объяснения некого социального явления, которое может быть эмпирически подтверждено либо опровергнуто.
Вообще, в социологическом исследовании гипотеза является научным предположением о структуре изучаемого общественного объекта, механизме его деятельности и развития, характере составляющих его компонентов. И, конечно, гипотеза должна предлагать обоснованное решение какой-либо исследовательской проблемы.
Гипотеза считается очень важным средством получения новых данных в процессе творческого решения той или иной задачи. К тому же, гипотеза является предположением о свойствах и закономерностях реальной действительности. Гипотеза, в отличие от теории, представляет собой систему знаний, достоверность которых еще не была подтверждена. А значение гипотезы заключается в том, что она представляет собой форму перехода от известного к неизвестному.
В понятие гипотезы как научного предположения входят следующие компоненты:
- какое-то определенное знание;
- само знание характеризуется вероятностным характером;
- новое знание содержит в себе ранее неизвестные моменты;
- данное знание обосновано;
- такое знание способно разрешать какие-то определенные противоречия.
Это значит, что в социальном плане гипотеза может быть:
- сформированной системой знания;
- положением науки, гипотетической тенденцией или закономерностью;
- предположением о характере общественных объектов, их содержании и взаимодействии, которое обосновано.
Социологи считают гипотезу средством реализации поставленной цели исследования. Это значит, что главная функция гипотезы заключается в том, что образуются новые научные высказывания. Такие высказывания способны совершенствовать уже существующие знания. К тому же, они обогащают знания с помощью стремления к новым научным результатам.
По логической форме гипотеза является каким-то определенным заключением. Такое заключение имеет множество неизвестных предпосылок.
Научная гипотеза является новым, но только вероятностным суждением относительно ранее известного объекта. Стоит отметить, что функция гипотезы, заключающаяся в формировании нового суждения, считается малоэффективной.
Использовать новые суждения можно только тогда, когда:
- они являются результатом анализа доказанных обстоятельств;
- они абстрагированы от эмпирической информации и подтверждаются практикой или теорией;
- они являются суждениями, которые были получены с помощью научных заключений, чтобы объяснить какое-то определенное явление.
В случае, если сформированные предположения отвечают эти требованиям, характеризуются вероятностным характером, то они могут стать научными гипотезами. Ведь вероятностный характер нового суждения образуется из их недостаточной обеспеченности, проверенными и подтвержденными компонентами знания. Именно в этом и состоит прогностическое значение сформированных гипотез для создания теории. К тому же, это имеет большое значение для использования в сфере социальных исследований.
Абсолютно в каждом социологическом исследовании выдвижение гипотез является переходом от теории к дальнейшим эмпирическим процедурам, направленным на познание. Эти процедуры еще направлены на сбор и анализ первичных сведений, на обогащение теоретической базы в какой-то определенной сфере жизнедеятельности общества, а также на разрешение проблемы.
Формирование социологических гипотез
Вообще, пока остается неизвестным, с каких пор в науке используются гипотезы. Есть предположение, что они применяются с тех пор, когда появилась сама наука.
В социологии на этапе формирования программы исследования, т. е. на уровне теоретической подготовки, рассматриваются исследовательские или рабочие гипотезы. Такие гипотезы в социологии считаются равнозначными. Они создаются до начала самого эмпирического исследования.
Стоит отметить, что роль гипотезы в социологическом исследовании очень велика, впрочем, как и в любом другом исследовании в научной сфере. Социологи считают, что лучше придерживаться гипотезы, которая позже окажется ложной, чем вообще никакой.
В процессе проведения социологического исследования уже имеется социологическая теория выбранной области. Это способствует облегчению процесса выдвижения гипотез.
Бывает, что такой теории нет. Это, к сожалению, встречается намного чаще, чем хотелось бы. В таком случае нужно формировать гипотетическую схему, в которой знание о предмете берется как бы «в кредит». Из такого знания. Которое еще не проверено исследованиями, берутся необходимые аргументы для формирования исходных гипотез.
Стоит отметить, что процесс постановки различных гипотез до сих пор не получилось формализовать. На самом деле, довольно сложно поверить в разрешение этой задачи. Но, если опираться на опыт анализа в проведенных исследованиях, то можно выделить несколько источников гипотез.
Одним из источников можно назвать обыденное знание, ведь его рассматривают в качестве знания, которое основано на здравом смысле и повседневном опыте. Иначе говоря, оно рассматривается как знание, являющееся предполагаемой основой поведения человека в повседневной жизни. Многие начинающие социологи задаются вопросом о том, нужно ли проводить исследование, если информация, содержащаяся в гипотезе, уже известна. Другие социологи дают на это положительный ответ. Проводить исследования, на самом деле, нужно. Ведь обыденное знание не способно дать и обосновать ответы на многие вопросы.
В социологии существует только одна школа, которая принимает обыденное знание в качестве основы абсолютно любого научного знания. Все остальные школы, в том числе и российская, считают, что обыденное знание обычно рассматривают в качестве первого шага к достижению научного знания.
Еще одним источником гипотез является формирование гипотез с помощью метода аналогии. Ведь аналогию рассматривают в качестве вида какого-то умозаключения. В этом случае знание, которое получено в процессе изучения определенного объекта, переходит на менее известный, практически не изученный и сходный с первым по его свойствам уровень.