Герберт Маркузе (род. 19 июля 1898 – ум. 29 июля 1979) – немецко-американский социолог, один из основателей Института социальных исследований во Франкфурте-на-Майне, больше известного как «Франкфуртская школа фрейдомарксизма».
Уже в молодости опыт Первой мировой войны и ноябрьской революции 1918 года в Германии привели Маркузе к изучению марксизма. Позже он глубоко проникся основными положениями психоанализа Зигмунда Фрейда; его собственное миропонимание складывалось под огромным влиянием этих двух мегатеорий.
Маркузианский марксизм
В марксизме Маркузе привлекает прежде всего его радикализм, бескомпромиссное неприятие буржуазного общественного устройства и связанных с этим типом общественных отношений лицемерия, фальши, скрывающейся за патетичными лозунгами страсти к наживе, углубляющегося в течение исторического процесса отчуждения человека-индивида от окружающего мира.
В начале ХХ столетия Маркузе тяготеет к марксизму, в котором он увидел попытку спасти человеческую субъективность от закабаления ее механически-материалистическим капиталистическим социумом. Однако марксизм в том виде, в каком он сложился во II Интернационале, также, по его мнению, "жертвует" человеческой субъективностью во имя собственных целей; эта форма марксизма сама становится механистичной по своей природе. В противовес этому Маркузе разрабатывает т.н. «феноменологический марксизм», в рамках которого центральным понятием оказывается индивид, человеческая личность во всей ее сложности и полноте. От Маркса в этой версии марксизма остается разве что непримиримое отрицание привычных ценностей буржуазного общества и призыв к радикальным мерам по их преодолению.
Маркузианский психоанализ
Опираясь на концепцию З. Фрейда о репрессивном воздействии на индивида человеческой культуры, заставляющей его во имя успешной социализации подавлять собственные инстинктивные влечения, Маркузе вслед за ним ищет корни системного кризиса капиталистического общества не в социально-экономической сфере, но в сфере культурно-антропологической.
В работе «Эрос и цивилизация» он разрабатывает модель «тотальной революции», призванной привести к психоаналитической утопии – обществу, в котором взаимоотношения человека с самим собой и окружающим миром будут полностью пересмотрены.
«Третий путь»
Построение «реального» социализма в СССР разочаровало Маркузе. Советское общество видится ему повторяющим те же патологические стереотипы общества буржуазного, на искоренении которых оно, как предполагается, должно было базироваться. «Ошибки» все те же – механический объективизм, полное игнорирование естественных потребностей индивида. Принимая различные формы в этих двух конкурирующих социально-политических системах, бездушный механицизм сохраняет тем не менее единую сущностную основу. В знаменитом труде «Одномерный человек», подробно анализирующем это сущностное единство «одномерного» мира – будь то мир капитализма или социализма, - Маркузе утверждает:
«Сущность различных режимов проявляется теперь не в альтернативных формах жизни, но в альтернативных техниках манипулировании и контроля. Язык теперь не только отражает эти формы контроля, но сам становится инструментом контроля даже там, где он сообщает не приказы, а информацию, где он требует не повиновения, а выбора, не подчинения, а свободы».
Отсюда – назревшая необходимость некоего «третьего пути» (ни социализм – ни капитализм), целью которого будет не столько изменение социально-политических, экономических и т.д. отношений, которые Маркузе рассматривает в данном контексте как нечто второстепенное, - но радикальная трансформация самого человеческого сознания, возвращение ему исконной природной субъективности и многомерности.