Понятие гендерного стереотипа
Гендерные стереотипы – это распространенные в обществе представления, касающиеся особенностей и поведения представителей разных полов.
В современном мире огромное внимание уделено стереотипам, которые приписываются женщинам и мужчинам, стоящим на разных ступенях социальной лестницы. В обществе непрерывно идут процессы гуманизации и демократизации, помогающие создавать главные возможности для личностной реализации. Гендерными стереотипами ограничено восприятие представителей другого пола, они затрудняют правильное понимание партнера и эффективному взаимодействию с ним.
Гендерные стереотипы были описаны в работах Алёшиной Ю.Е., Барановой Т.С., Бема С., Тэшфелла Г., Левады Ю. и др.
Началось изучение гендерных характеристик в 70-х годах ХХ века в зарубежной психологии. Первыми исследователями было выявлено, то мужчин считают более компетентными и профессиональными, а их успехи объясняют высоким уровнем знаний и хорошей подготовкой. Карьерный рост мужчин в обществе оценивался в качестве естественного следствия таких преимуществ.
Женщины же, согласно гендерным стереотипам, либо добивались успеха случайно, либо прилагали дополнительные усилия, стремясь подняться на более высокий уровень социальной или профессиональной лестницы. Именно так началось формирование гендерных стереотипов.
Р. Столлер под термином «гендер» понимал социальный пол, которым определяется поведение человека в обществе и то, как это поведение будет воспринято.
У. Липпман термином «стереотип» обозначал упрощенное и принятое заранее представление, которое не базируется на собственном человеческом опыте.
Гендерные стереотипы – это устойчивые, повторяющиеся, общепринятые представления о месте людей того или иного гендера в обществе, а также о личности людей той или иной гендерной принадлежности.
С. Бемом была предложена диагностическая методика психологического пола, определяющая степень андрогинности, маскулинности и феминности личности.
Проявление гендерных стереотипов
К наиболее распространенным проявлениям гендерных стереотипов относят:
- сексизм – предвзятое мнение о представителях определенного пола, которое сопровождается дискриминацией, определенной институциональной практикой, которая выражена тем, что представителям определенного гендера навязывают подчиненное положение;
- фейсизм – тенденция выделять в разной степени лицо и тело в изображениях мужчин и женщин;
- гендерная сегрегация – предпочтение разных видов деятельности и общения, разных друзей, социальных ролей, подчеркнутые гендерные различия, формирование пристрастного отношения к собственному гендеру и предубеждения к другому, возникновение гендерных конфликтов.
В стереотипном образе мужчине всегда отмечаются качества, связанные с деятельностью, активностью, властью и управлением. Женщинам, напротив, таких качеств не приписывают. Когнитивная сфера характеризуется мужской рациональностью и объективностью, противопоставляемыми женской внушаемости, чувствительности и легкой смене эмоциональных состояний.
Стереотипизируются и социальные роли мужчин и женщин. Маскулинность принято связывать с публичной сферой, с участием в жизни общества, а феминность – с приватной сферой семьи, дома, воспитания детей и быта. Мужчину воспринимают, в первую очередь, в качестве работников и добытчиков, а женщин – как матерей жен.
К причинам возникновения гендерных стереотипов относят социальные факторы, экономические и исторические. Наиболее распространенная теория говорит о том, что с усложнением хозяйственных процессов все большее значение приобретает грубая сила, характерная для мужчин. В первобытном обществе функции, выполняемые обоими полами, одинаково важны, то позже, с переходом к оседлому и культурному земледелию именно мужчины начали активно работать, выполняя наиболее сложные функции.
Гендерные стереотипы, затрагивающие закрепление семейных и профессиональных ролей, соответствующих тому или иному полу, относится к одному из наиболее распространенных стереотипов, которые предписывают стандартные модели ролевого поведения женщин и мужчин. В связи с этим, стереотипными главными социальными ролями для женщин считают семейную роль матери и хозяйки, а для мужчины – профессиональную роль добытчика, работника, кормильца. Мужчин обычно оценивают по профессиональным достижениям, а женщин – по наличию детей в семье и организации быта.
Народная мудрость гласит, что любая женщина стремится выйти замуж и родить детей, а любые другие интересы, которые могли бы у нее быть, вторичны относительно этих семейных ролей. Чтобы выполнить традиционную роль домашней хозяйки женщина должна быть чуткой, сострадательной и заботливой. Мужчина должен ориентироваться на достижения, а женщина – на людей, и стремиться должна к установлению близких межличностных взаимоотношений.
Наиболее распространенные гендерные стереотипы:
- для мужчины главное – карьера;
- для женщины главное – семья;
- мужчина не имеет навыков воспитания детей;
- мужчины – рациональные, а женщины – эмоциональные.
Иными словами, распределение гендерных ролей у современной молодежи близко к традиционному. Это можно объяснить семейным воспитанием, так как большинство населения живут в небольших городах, в которых еще сохранены патриархальные семейные устои, а также доминируют образы женщин и мужчин в российских средствах массовой информации.
При этом, большинство молодежи считает, что строгое соответствие традиционным гендерным стереотипам ограничено самореализацией и жизненным пространством личности. Молодые люди полагают, что гендерными стереотипами должны поддерживаться семейные ценности. Разрушают гендерные стереотипы окружающая действительность и средства массовой информации.