Формы культуры в социологической науке
В рамках социологии культуры исследователями принято рассматривать наличие сложных образований, которые структурируются согласно характеристикам и разнообразным культурным основаниям.
Существенной считается классификация культуры по следующим признакам: генезис (то есть, здесь речь идет о происхождении культуры), характер и уровень развития культуры.
Отсюда исследователи пришли к выводу о том, что сегодня можно выделить три формы культуры, которые рассматриваются в рамках социологии культуры:
- Элитарная культура;
- Народная культура;
- Массовая культура.
Элитарная (иными словами высокая) культура – достаточно обширная область, которая включает в себя множество объектов: классическая музыка, высокохудожественная классическая литература, поэзия, предметы изящного искусства. Создаются объекты элитарной культуры талантливыми художниками и писателями, поэтами и композиторами, которые обладают особыми навыками, а про некоторых говорят, что их способности дарованы им природой или свыше. Предметы высокой культуры ориентированы на людей, которые не просто созерцают, но еще и понимают заложенный в нее глубокий смысл. Это ценители и знатоки искусства. В этот круг также входят и профессионалы: искусствоведы, литераторы, критики, которые могут высказывать собственное мнение, обосновывать его и приводить аргументы за или против того или иного произведения.
По мере того, как повышается уровень образования людей, расширяется и круг потребителей такой элитарной культуры.
Вторая форма культуры, которая рассматривается в рамках социологии культуры – это народная культура. Она появляется достаточно стихийно, носит хаотичный характер, и редко имеет конкретных известных авторов (отсюда и название – «народная» культура). В состав народной культуры входят разнообразные элементы: это могут быть мифы и легенды, былины и песни, танцы, пословицы и поговорки, ремесла и частушки. Все это носит единое название – фольклор. Также для народной культуры характерны некоторые особенности как для фольклора: во-первых, она локализована, то есть напрямую связана с теми традициями и обычаями, которые присущи той или иной территории. Во-вторых, это демократичная формы культуры, так как в ее создании могут принять участие абсолютно все люди, которые стремятся к тому, чтобы сделать свой вклад в развитие народной культуры. Так как она обладает всеми вышеперечисленными чертами, ее довольно просто отличить от высокохудожественной культуры.
Следующая форма культуры – массовая. Она возникла в 20 веке в связи с активной коммерциализацией искусства, а также по причине довольно активного развития новых технологий, которые проникли, прежде всего, в массовую коммуникацию. Особенностью этой культуры является то, что ее продукция распространяется среди абсолютно всех слоев и категорий населения, а также в большей степени ориентируется на то, чтобы удовлетворять сиюминутные потребности и запросы людей. Массовая культура обладает рядом функций, но основной среди них является компенсаторно-развлекательная. Она необходима в жизни человека для того, чтобы отвлекаться от повседневной работы и суеты и просто отдохнуть, «отключаясь» от реальности и бытовых вопросов и проблем.
Разновидности культуры в социологии
Помимо охарактеризованных нами форм культуры существуют также еще и несколько ее разновидностей. Социологи выделяют их в разные социальные группы, которые обладают особыми чертами. Отсюда и использование таких понятий, как:
- Доминирующая культура;
- Субкультура;
- Контркультура.
Доминирующая культура представляет из себя совокупность ценностей и норм, убеждений, особых правил поведения. Они принимаются большей частью общества и разделяются с остальными участниками. В этом понятии нашли свое отражение система жизненно важных ценностей и норм, которые и образуют ту самую необходимую культурную основу, на которой выстраиваются все взаимодействия. Без такой общепринятой системы культурных ценностей и норм ни одно общество не могут функционировать как полноценная социокультурная система.
В обществе также существуют группы, которые поддерживают свои особые системы ценностей, отличные и от общепринятой культуры, и друг от друга. Отличия в особой степени проявляются в поведении, а также зависят от возраста и пола участников этих культурных объединений, уровня их образования, рода занятий и профессионального статуса, национальности и религиозных предпочтений. Таким образом, культурная особенность групп выражается понятием «субкультура». Именно благодаря ему социологи выделяют локальные узконаправленные культурные комплексы, которые появляются в общей системе культуры.
Субкультура – это особый комплекс культурных норм и ценностей, которые присущи отдельным социальным группам. Они отличаются в большей или меньшей степени от доминирующей культуры по ряду признаков: например, атрибутика, манера поведения, манера общения, стиль одежды. Субкультура – это малый культурный мир, в котором отражаются особенности образа жизни самых разных сообществ людей, которые объединены идеей, желаниями, целью, потребностями или просто идеологией быть отличными от всех остальных.
По причине многих аспектов, в том числе политических, социальных и экономических субкультура может со временем трансформироваться в контркультуру. Контркультуру определяют как особую субкультуру, которая не просто отличается от общепринятой, но и находится в отношении к ней в состоянии открытого, демонстративного конфликта. Автором термина «контркультура» является известный американский социолог 20 века Т. Роззак, который в большей степени применял его в отношении молодежных протестующих движений, которые стремились к тому, чтобы свергнуть правящие традиционные ценности и заменить их совершенно новыми, более актуальными и своевременными.