Формальные отношения в организации
Формальные отношения в организации - это отношения, которые формируются и регулируются посредством установленных правил и положений конкретной организации.
Стоит отметить, что в социологии проводилась классификация формальных отношений. Такие отношения рассматривались там в виде особых отношений между людьми.
Так, социолог Ф. Теннис выделяет всего два типа взаимоотношений между людьми:
- Первичные отношения между людьми характеризуются ответственностью, духовным общением. Такие отношения появляются между теми людьми, которые связаны между собой какими-то родственными или дружескими связями. К таким отношениям относят соседство, родство, дружбу.
- Вторичные отношения основываются на господстве. Это наиболее сложный тип отношений между людьми. Такие отношения порой бывают довольно близки к родственным, товарищеским, но они не характеризуются какой-то эмоциональной связью между участниками отношений.
Стоит отметить, что специфика формальных отношений в организации изучалась очень долго. Ведь выяснялась роль морали, нравственности в таких отношениях. К тому же, эти отношения еще надо было упорядочить.
Огромный вклад в изучение формальных отношений внес социолог Э. Дюркгейм. Интересно, что самым главным источником морали он считал именно общество. Соответственно, источник морального долга — это отношения, общение между людьми в этом обществе.
В современных условиях значение семьи, каких-то религиозных групп, конечно же, изменилось. Можно сказать, что религиозные группы и семья в наше время просто потеряли свои способности к интеграции. А это значит, что они утратили своим интегрирующие функции. Э. Дюркгейм полагал, что функция защиты личности характерна для профессиональных групп, которые встречаются в формальных организациях.
Важно, что формальные отношения обычно считаются функциональными отношениями. Иногда их рассматривают в виде инструментальных отношений. Самое главное, что участие в таких отношениях обычно говорит о том, что человеку нужно получить какую-то определенную выгоду. Ведь формальные отношения в организации не имеют каких-то отчужденных целей. Например, никто не вступает в формальные отношения для того, чтобы просто получше узнать интересующего человека. Для этого сотрудники обычно используют неформальное общение, создавая неформальные отношения между собой. А формальные отношения обычно несут серьезный характер. Люди не могут чувствовать себя расслабленно в таких отношениях, им все время нужно следить за собой, за словами других, не очень известных и приятных, людей. Формальные отношения полностью зависят от установленных организацией определенных норм и правил. М. Вебер считал, что формальные отношения обычно строятся на некоем соотношении целей людей и инструментов, средств достижения этих целей.
Формальные отношения очень часто направлены на получение большего процента прибыли. Например, сотрудники одной организации обязаны продавать один и тот же товар. Понятно, что этот товар нужен людям, но далеко не все станут его покупать. Целью сотрудников организации является привлечение наибольшего покупателей, чтобы совершить необходимое количество продаж. В процессе осуществления данной задачи сотрудники вынуждены конкурировать друг с другом. Из-за этого сотрудники порой даже общаются друг с другом через силу, но они обязаны это делать, потому что работают в одной сфере и идут к одной общей цели. Так и создаются формальные отношения между людьми.
Итак, можно выделить следующие отношения между людьми:
- экономические отношения;
- профессиональные отношения;
- отношения в рабочей группе, целью которых является сама команда как инструмент для достижения целей.
Стоит отметить, что профессиональные отношения между людьми отличаются от экономических отношений, которые считаются наиболее корыстными. Ведь в экономических отношениях целью является только прибыль организации. В таких отношениях люди не желают слушать друг друга, могут делать какие-то плохие действия по отношению к другим сотрудникам. Вообще, все профессиональные роли считаются универсальными. Для того, чтобы осуществлять профессиональную деятельность, обязательно нужна соответствующая специализация и ориентация на собственную группу. В таких отношениях может проявляться чисто рациональное поведение. Бывает такое, что такое общение людей сводится к тому, что в итоге они не общаются между собой, а только производят расчеты и решают свои задачи.
Роль лидера в формальных отношениях
Абсолютно любой лидер всегда должен поддерживать связь формальной и неформальной системы в организации. Нельзя убирать неформальные коммуникации между сотрудниками, потому что это только навредит. А формальные отношения обязательно должны контролироваться, потому что иногда они перестают нравиться сотрудникам организации.
Существование неформальных отношений может привести к снижению уровня эффективности, собранности сотрудников, но ликвидировать их полностью ни в коем случае нельзя - формальные отношения не должны разрушать неформальные отношения, мешать им.
Лидер должен понимать, что в его организации должны быть правильно построены как формальные, так и неформальные отношения. Ведь хорошие отношения между людьми помогут повысить коллективизм, производительность организации. К тому же, в таком случае сотрудники станут лучше относиться к своей организации, станут больше стараться для нее, появится настоящая преданность. Формальные отношения всегда должны соприкасаться с неформальными, потому что именно неформальные коммуникации способы сформировать определенное отношение людей к своему руководству, работе и организации в целом.
Роль лидеров заключается в том, чтобы сравнивать требования неформальных групп с требованиями исполнительного аппарата, но при этом не ставя под угрозу деятельность самой организации.