Нация
Понятие «нация» впервые было актуализировано в период Великой французской революции и с тех пор является предметом множества научных и философских дискуссий. В целом, активная артикуляция вокруг данного понятия в отдельно взятых странах обычно совпадала с ростом национального самосознания, что происходило, как правило, в переломные моменты истории, чаще всего моменты революций..
Джон Джозеф указывает на два основных значения понятия «нация» - этимологическое и широкое. В этимологическом смысле, нация – это совокупность людей, связанных единым происхождением. В широком смысле нация – это «территориальное пространство, его население и правительство, которое управляет им из единого центра».
Подходы к определению понятия «нация»
Отечественный ученый М.А. Мунтян констатирует тот факт, что все многообразие подходов к определению термина «нация» может быть сведено к двум основным:
- В рамках первого подхода нация понимается как результат «сознательной деятельности того или иного субъекта – интеллектуальной элиты, культивируемой государством солидарности и т.д.». Данный подход получил название – конструктивизм и означает признание искусственности нации, и даже зачастую ее утилитарного использования представителями политической элиты для реализации властных целей.
- Второй подход содержит понимание нации как «органической общности, спаянной общей для людей культурой». Данный подход можно назвать органическим или примордиалистским. Здесь на первый план выдвигаются не искусственные практики социального конструирования, а язык, традиции и обычаи, акцентирующие внимание на общности происхождения и факторах кровного родства. Вследствие этого, нация может быть охарактеризована как объективно сложившаяся общность людей, которая обладает вполне определенными интересами и существование которой не зависит от чьих либо сознательных действий.
Таким образом, нация может трактоваться двояко – как социальный конструкт и как исторически сложившаяся реально существующая общность людей, объединенных единым происхождением и единой культурой.
Нация и народность
Актуальной для прояснения сути термина «нация» нам представляется и проблема соотношения понятий «народность» и «нация». Можно выделить несколько вариантов ее решения:
- Признать понятия «народность» и «нация» синонимами. Но в таком случае теряется специфическое содержание каждого из этих терминов. На наш взгляд, это приведет к искажению истинного положения дел.
- Признать народность и нацию разными типами этнических общностей, находящихся на различных ступенях развития. Нация в таком случае признается более развитой и устойчивой этнической группой, чем народность. Данная традиция была характерна для марксистской традиции и прослеживается и в нынешней науке и философии.
- Строго дифференцировать понятия нации и народности, отнеся их к различным «родам». Нация – особый тип этнической общности, народность – особое коллективно-духовное образование, присущее представителям одного этноса, особый уровень развития этнического сознания (менталитета), на котором формируется национальная идея, вырабатываются каналы и пути этнической идентификации, национальная идея начинает воплощаться в продуктах духовной культуры, прежде всего в произведениях искусства.
Наиболее эвристичным из представленных мы считаем третий подход, так как в нем народность как особая категория философии предстает с наиболее очерченными границами и определенным смысловым содержанием. Народность относится к сфере объективного духа, тогда как нация может рассматриваться либо как исторически сложившуюся общность жителей одного государства, либо как социальный конструкт, созданный с определенной утилитарной целью.