Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Методология разработки проблемной ситуации в эмпирическом социологическом исследовании

Определение 1

Проблемная ситуация в социологическом исследовании – это существующая в реальности, в окружающей нас действительности, противоречивая ситуация, которая имеет массовый характер и затрагивает интересы крупных социальных групп или социальных институтов в целом, природа которой, не до конца ясна.

Разработка проблемной ситуации является началом любого исследования. Проблема представляет собой, тот момент, который необходимо изучить, возникший комплекс вопросов, решение которых имеет практический интерес. Для исследователя проблема предстает в виде ситуации или появившихся в социуме противоречиях.

Постановка проблемной ситуации

Изучение проблемных ситуаций в социологии началось еще в XIX веке, тогда предметом многих исследований выступали аномалии общественного развития, проблемность той или иной ситуации определяется напряженным несоответствием индивидуальных или групповых ожиданий.

При постановке проблемы, следует обратить внимание на то, что проблемное поле может быть широким, поэтому необходимо несколько её интерпретаций:

  • проблема – это комплекс определённых жизненных противоречий;
  • проблема – это неблагополучная ситуация, которая не получила достаточного осмысления, она осознается, ощущается как некое чувство непорядка «что-то пошло не так...»;
  • проблема – это результат осмысления проблемной ситуации.
Замечание 1

Сама суть проблемной ситуации имеет два смысла: гносеологический и предметный.

С точки зрения познавательного процесса (гносеология) проблемная ситуация заключается в противоречиях между знаниями о нуждах индивидов и незнанием действий и приемов, необходимых для осуществления этих действий. Проще говоря, это такие проблемы, которые вызваны нехваткой информации о социальных явлениях и процессах. Все проблемы начинаются из-за нехватки знаний.

Предметный смысл проблемы – это противоречия, которые требуют целенаправленных действий для их устранения. Предметная сторона выражается с помощью перечня действий, направленных на решение проблемы.

«Методология разработки проблемной ситуации в эмпирическом социологическом исследовании» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Что значить решить проблему? Решить проблему значит получить новые знания или создать модель теоретического знания, которая бы четко объясняла то или иное исследование.

Многим социологам приходится проводить исследование по заказу, который обычно формируется в виде общих проблем и противоречий, социолог уже сам формулирует проблему, которую потом и будет изучать, и исследовать, как правило, для этого он должен будет проделать следующую работу:

  • установить наличие проблемной ситуации;
  • какой показатель характеризует данную проблему – количественный или качественный;
  • определить факторы проблемы, решить которую можно с помощью социологии.

Вся сложность состоит в конструировании проблемных ситуаций как единиц эмпирического социологического исследования. Если бы отдельный человек или группа имели каталог проблемных ситуаций, социологу оставалось бы только зарегистрировать их, а не конструировать.

Типы проблемных ситуаций

Масштабы проблем также могут быть разными, общенациональными или региональными, которые ограничены рамками региона или города. На самом высшем уровне проблема может затронуть интересы всего общества.

С точки зрения времени действия противоречия проблема может быть долговременной, среднесрочной и краткосрочной.

По глубине противоречий проблема может быть одноплановой, затрагивающей лишь одну сторону проблемы, системные проблемы затрагивают противоречия всей системы, в-третьих, проблемы, возникшие из-за функционального характера и нарушения, ранее сложившихся причинно-следственных связей.

Модели проблемных ситуаций

Для того, чтобы более комплексно описать проблемную ситуацию разработаны три операциональных модели.

  1. Структурно-факторная модель, включает в себя характеристики человека и условия его жизни, которые способствуют решению проблем. Модель включает те элементы среды, которые взаимодействуют с человеком. Сама проблемная ситуация присутствует в данной модели в латентной форме как негативное с точки зрения носителя ситуации состояние определенных ее элементов. При этом становится ясно, что далеко не все не удовлетворяющие индивида жизненные ситуации и условия представляют собой так зазываемую проблему. Наличие или отсутствие проблем определяет сам участник исследования на определенном этапе опроса.
  2. Структурно-функциональная модель включает в себя две части. Первая – это описание проблем и условий, которые оказали влияние на их появление. Вторая – это ситуация в целом, факторы, провоцирующие развитие проблемных ситуаций, стратегии "выживания", структуры межпроблемных связей и т.п.
  3. Интегрированная модель строится на основе двух предыдущих и состоит из трёх частей.

Первые две части совпадают соответствующим частям структурно-функциональной модели, разница лишь в том, что здесь они предстают с позиции исследователя. Третья часть содержит характеристику проблемы и ее отдельных сторон в "приведенном" виде, то есть с отнесением каждой из составляющих этой части модели к определенному типу проблемного комплекса.

Каждой проблеме соответствует «стратегия выхода», в таком случае все имеющиеся проблемы решаются одновременно, используются не все средства для решения проблемы, так как не все средства приемлемы и привычны, так, например, разумным ограничением считается, если человек вдруг откажется от более высокооплачиваемой работы, но менее понятной и привычной.

В-третьих, может проявляться полная пассивность в решении проблем в надежде, на то, что они решатся сами по себе, либо в связи с их реальной или воображаемой неразрешимостью. В-четвертых, наблюдается отказ от решения проблем в связи с сомнениями и с вероятностью возникновения новых, еще более сложно разрешимых.

Умение разглядеть проблемную ситуацию и оценить ее масштабы и актуальность, определить потребность общества в ее разрешении и позволяет в итоге сформулировать актуальную тему эмпирического исследования. Это самый важный этап всей исследовательской деятельности, он зависит от знаний, умений, навыков, опыта, интеллектуального потенциала самого исследователя, после того, как сформирована проблема, необходимо определить объект и предмет исследования.

Дата последнего обновления статьи: 12.10.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot