Чикагская школа
Чикагская школа социологии — это сообщность социологов, которая работала в первой половине XX века в Чикаго.
Для этой школы характерны довольная строгая методология анализа различных сведений, использование количественных подходов в процессе исследования, а также заостренное внимание на различных проблемах социологии города.
Формирование Чикагской школы социологии было связано с быстрым ростом населения городов в Америке. Стоит отметить, что Чикаго тогда превратился из небольшого поселка в один из крупнейших городов США.
Чикагские социологи использовали систематический подход в процессе нахождения и анализа различных сведений. Это происходило под воздействием германской науки. Зиммель оказал влияние на чикагскую школу так как Роберт Парк обучался у этого немецкого социолога в Берлине. Вирт, Берджемм и Парк помогли перевести труды Зиммеля на английский язык.
Вообще, исследователи этой школы рассматривали город в качестве некой лаборатории, направленной на изучение взаимодействий в обществе. К тому же, социологи данной школы осуществляли исследования воздействия процессов миграции на социальную структуру городов.
У. Томас и Ф. Знанецкий проводили анализ процессов приспособления польских крестьян к неизвестной, новой для них среде американских городов с позиций социологии.
Социальная дезорганизация — это ослабление воздействия установленных общественных правил поведения на отдельных индивидов.
Социологи этой школы делали акцент на применении различных идей социальной психологии в ходе изучения происходящих социальных процессов. Чикагская школа важна для американской и мировой социологии. Ее значение состоит в том, что эта школа смогла ориентировать науку, а потом и все обществом в целом на социальные и политические изменения. А реализация этих изменений может стать эффективной при использовании технологий, которые разработали ученые.
Именно из-за исследований, которые проводила Чикагская школа, вырос авторитет социологической дисциплины в целом.
Чикагская школа имеет огромное значение для развития социологии, потому что она обращалась к социально-экономическим проблемам общества. А Р. Парк хотел найти связь между обществом и природой. К тому же, он и его сторонники хотели поддерживать баланс в экологической системе, которая включает в себя человека. Мысль о социальной экологии стала, можно сказать, новаторской. Она повлияла на дальнейшее развитие этой науки. Причем экология человека рассматривалась в качестве важного предмета социологического внимания.
Важно, что Чикагская школа еще оказала огромное влияние на развитие социологии города. А ведь социология города была одним из самых первых направлений социологического знания. Проведенные исследования Л. Вирта, В. Парка, Р. Маккензи использовались и помогали в процессе изучения городов. Они помогали и в европейской, и в американской социологии.
Этапы деятельности и научные достижения Чикагской школы
К этапам деятельности Чикагской школы относят:
- подготовительный;
- основной.
Подготовительный этап был до 1915 года. Он возник в момент формирования социологического факультета в Чикагском университете. А существовал он до того момента, пока не стали оформляться главные идеи эмпирической социологии. Эти идеи оформляли лидеры школы, которыми считались Э. Берджесс и Р. Парк.
К сожалению, на данном этапе не получалось сформировать общую исследовательскую программу. А без этой программы школа не могла существовать. Но, стоит отметить, что в это время решались другие проблемы, которые тоже очень важны. Например, получилось собрать много сторонников соединения эмпирических и теоретических исследований. Позже стал выходить первый во всем мире социологический журнал.
Есть и еще несколько важных достижений:
- создание Американского социологического общества в 1905 году;
- создание первого учебника по социологии, который был небольшого объема.
Основной этап функционирования Чикагской школы начался в тот момент, когда Э. Берджесс и Р. Парк смогли сформулировать главные положения, которые касались развития эмпирических исследований и социологии в целом. Основной этап был с 1916 по 1935гг.
Данный этап связан с осуществлением огромного количества исследований, публикацию множества крупных работ. К тому же, тогда расширялось воздействие на социологию в Европе и США. В то время еще создавалось общество единомышленников, которое возглавляли Берджесс и Парк.
Стоит отметить, что первое поколение школы смогло утвердить либерализм как основную социальную доктрину социологической школы. К первому поколению школы относились Хендерсон, Смолл, Томас и Винсент. В США либерализм считался некой ориентацией, которая была основана на вере в огромное значение свободы и благосостояния человека. К тому же, эта ориентация основывалась на вере в общественный прогресс. Считалось, что качество жизни может улучшаться при помощи инноваций и изменений в социальной организации общества.
Вообще, Чикагская школа смогла развить корпоративный вид либерализма. А суть данного вида заключается в том, что политическое регулирование играет важную роль в развитии экономической жизни. А капитализм может разрушиться из-за возникающих классовых конфликтов. Стоит отметить, что Чикагская школа выступает против капиталистического господства.
Данный этап завершился кризисом этой школы и ее распадом. Сама школа перестала влиять на развитие эмпирической социологии. Исследования представителей данной школы оставили свой след в истории эмпирической социологии и социологической науки в целом. Ее работы оказали огромное влияние на развитие социологии. К тому же, Чикагская школа считается одной из первых школ в социологии, которая занималась только качественными методами исследований.