Частное образовательное учреждение – это негосударственное учебное заведение, содержание которого полностью или частично окупается за счет платы, которая взимается с учащихся.
Что такое негосударственное образовательное учреждение?
В последнее десятилетие негосударственные образовательные учреждения заняли собственную нишу на образовательной ниве. Зачастую уровень подготовки их выпускников не уступает государственным учебным учреждениям с вековой историей.
Поскольку подобных учреждений становится все больше, то обязательным пунктом в процессе организации их деятельности становится взаимодействие с внутренними и внешними управленческими организациями.
Деятельность частных образовательных учреждений, так же как и государственных, связана с системой взаимодействия с разнообразными управленческими организациями.
Управленческая организация – это тип организации, деятельность которой направлена на обеспечение процесса управления образованием, а также распределение функций управления.
В современном мире во всех сферах жизни наблюдается модернизация, в том числе и в экономике. Поэтому необходимо активно налаживать сотрудничество и взаимодействие с управленческими организациями, чтобы стабилизировать процесс развития частного образовательного сектора.
Среди предпринятых в данном направлении шагов можно выделить следующие:
- внедрение федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения;
- учет мнения работодателя при оценке качества образования на всех ступенях;
- формирование квалификационных требований к выпускникам.
Данный процесс позволит частным образовательным учреждениям преодолеть противоречия на рынках труда и образовательных услуг.
Одним из наиболее эффективных методов взаимодействия частных образовательных организаций с управленческими объединениями является частно-государственное партнёрство. Этот механизм позволяет включить в управление представителей различных заинтересованных групп, а именно: членов государственной власти, благотворителей, бизнес-организаторов и пр.
Общая схема взаимодействия частных образовательных учреждений с управленческими организациями
Схема взаимодействия с управленческой организацией может выглядеть следующим образом:
- в устав образовательной организации вносится пункт о создании управляющего или попечительского совета и его полномочиях;
- в совет избираются представители групп, которые заинтересованы в развитии образовательной организации;
- управляющий совет при его создании должен в большей степени, чем попечительский совет участвовать в управлении образовательным учреждением и, соответственно, наделяется большими полномочиями, которые помогают по-новому реализовать систему руководства образовательным учреждением.
Попечительский совет – это орган самоуправления учреждения, ведающий распределением пожертвований в адрес данного заведения. В состав попечительского совета могут входить как инвесторы и их представители, а также представители государственной власти или родители обучающихся. Попечительский совет с одной стороны способен регулировать работу ответственных лиц учебного заведения, а с другой — составляет планы расходования средств, включая ремонт помещений и денежного стимулирования работников заведения.
Управляющий совет
Управляющий совет в частной образовательной организации может выполнять следующие функции:
- назначить руководителя образовательной организации и утверждать ключевые кадровые решения, рассматривать предложенную программу развития частной образовательной организации;
- контролировать и утверждать отчеты о работе организации, решать вопросы инвестирования и денежного стимулирования работника частного образовательного учреждения.
В рамках системы взаимодействия частного образовательного учреждения с управленческой организацией предполагается следующая схема совместной работы:
- управляющий совет проводит заседания на регулярной основе под руководством председателя;
- совет выбирает из числа своих членов и сотрудников организации, внешних экспертов – членов комиссии для рассмотрения ключевых вопросов по оценке деятельности частного образовательного учреждения;
- при анализе результатов заседания принимаются обязательные для руководства организации решения, которые должны быть зафиксированы в документах. Данные документы могут быть опубликованы для анализа общественностью в случае возникновения подобной необходимости.
Обязательным пунктом при организации взаимодействия частного образовательного учреждения и управленческой организации является распределение полномочий и обязанностей между ними. Этот процесс реализуется следующим образом:
- обычно совет образовательной организации наделяют полномочиями утверждать программы развития, включая инвестиционные программы и финансовые планы, утверждать кандидатов на ключевые позиции, оценивать деятельность руководителей образовательной организации и определять денежное вознаграждение руководителей;
- разделение полномочий между вышеобозначенными структурами обязательно фиксируется в уставе организации;
- внутри управленческой организации полномочия могут быть распределены в соответствии с договоренностями.
Таким образом, частно-государственное партнёрство является формой сотрудничества на долгосрочной основе, при объединении ресурсов под достижением конкретных результатов деятельности. При этом ответственность распределяется также равнозначно. Развитие такой формы партнерства в сфере образования является эффективным путем увеличения стабильности данного важнейшего сектора глобальной активности личности.