Ранние годы
Бергер родился в Вене и после Второй мировой войны эмигрировал в США. В 1949 году заканчивает Колледж со степенью бакалавра искусства. Далее он продолжает своё образование в Нью-Йорке. В 1950 году получает магистерскую степень. В 1952 году - докторскую. В период с 1956 по 1958 является ассистентом в Университете Северной Каролины. С 1958 является старшим преподавателем в Хартфордской Богословской Семинарии.
С 1981 является преподавателем теологии и социологии в Бостонском университете. С 1985 начинает руководить Институтом исследования экономической культуры, который в дальнейшем он превратил в Институт культуры, религии и мировых проблем.
Основные работы
Основные работы Бергера посвящены разработке феноменологической социологии знания, социологии религии, теории модернизации и развития стран "третьего мира". На социологию знания Бергера оказала влияние феноменологическая социология Шюца. Основными работами являются:
- "Шум торжественных ассамблей" и "Двусмысленное видение" (критика институциональную религию);
- "Введение в социологию" (взаимосвязь между "человеком в обществе" и "обществом в человеке");
- «Священна завеса» (взаимосвязь между религией и конструированием человеком социальной реальности).
Феноменологическая социология знания
Феноменологическая социология знания включает в себя огромный круг проблем, которые относятся к социологии религии.. Основная мысль заключается в том, что каждый человек хочет обрести свое место в жизни, которое будет наполнено смыслом. В связи с этим, вся его деятельность направлена именно на это. Результатом станет создаваемый человеком социокультурных мир, который противостоит ему. Помимо этого, П. Бергер показывает взаимную связь, которая существует между религией и социальной реальностью, Он пытается понять роль и значение, которое занимает религия в современном мире.
П. Бергер исходят из положения о том, что общество обладает объективной фактичностью, оно является человеческим продуктом и объективной реальностью. Человек в свою очередь является социальным продуктом.
Основными понятиями социологии знания являются:
- Реальность. Она представляет собой свойство иметь бытие, которое независимо от нашей воли и желания.
- Знание. Это уверенность в том, что феномены реальны и обладают особенными характеристиками.
Реальность и знание являются социально относительными. Проще говоря, для различных категорий людей они представляют совершенно разный смысл.
Предметом изучения феноменологической социологии знания является все, что считается знанием в обществе. Другими словами, это весь спектр субъективных значений.
Феноменологическая социология знания направлена преимущественно на исследование процесса научного познания мира. она стремится обосновать необходимость "узаконения" символических универсалий общества, поскольку внутренняя нестабильность человека приводит его к тому, чтобы он сам обеспечивал стабильное окружение для своего поведения». Проще говоря, человеку необходимо создавать устойчивую жизненную среду.
Она направлена на изучение повседневного знания, и реальности жизненного мира, который предшествует всем теоретическим системам. Для правильного понимания реальности общества необходимо изучать то, как данная реальность конструируется.
Занимается изучением большого количества социальных проблем. Их он рактуетв первую очередь через культурную антропологию. Огромное значение уделял реификации социальной реальности, т.е. представлению о социальных феноменах как о “вещах”.