Особенности развития американской социологии
Становление социологии как науки началось в достаточно противоречивый период: на рубеже 19-20 веков. Основные центры развития данного научного направления – Франция, Германия, а также Англия. Но в 20-е годы 20 века произошло смещение акцента, и социологические исследования стали активно проводиться на территории Соединенных Штатов Америки.
Важную роль в этом процессе сыграла помощь государства и поддержка со стороны большинства университетов, которые отметили необходимость изучения не только общества в целом, но и отдельных личностей, их деятельности в различных сферах повседневной жизни.
Акцент на человеческой личности – это главное различие между европейской социологией и американской. К тому же, возвращаясь к европейской социологии, стоит указать на то, что она развивалась на основе частной инициативы, а американской социологии покровительствовали высшие научные и властные круги. Это значит, что именно в Соединенных Штатах Америки социология стала изначально складываться в качестве университетской науки. Об этом говорит тот факт, что первый в мире социологический факультет был основан в 1892 году в Чикагском университете.
Особенностью развития американской социологии стало то, что уже к 1910 году в стране было проведено практически 3 тысячи эмпирических исследований, которые предоставляли реальные факты о развитии общества и его отдельных сфер. В Европе до этого момента использовались универсальные теории, которые были одинаковы для изучения любых отраслей жизнедеятельности. По этой причине американская социология привлекла больше внимания: она была нацелена на то, чтобы проанализировать самые неприметные на первый взгляд направления в жизни человека, изучить его бытовую сферу, социальную жизнь, трудовую и профессиональную сферы.
Главный предмет изучения социологии в Америке – это процесс социализации человека. Еще один предмет эмпирических исследований – проблемы труда и управления в данной сфере. Большой вклад в исследования сделал Ф. Тейлор, который впервые провел полное и комплексное исследование на предприятиях и создал первую в мире систему научной организации труда.
Чикагская социологическая школа
Чикагская школа социологии является одной из наиболее популярных благодаря не только выдающимся социологам, но и в целом вкладу, который был сделан знаменитым Чикагским университетом. Сегодня он также остается одним из востребованных, и в нем обучается свыше 6 тысяч студентов, в том числе и на социологическом факультете. Ранее мы также отмечали, что в 1892 году в Чикагском университете возник первый социологический факультет, который возглавил знаменитый социолог Л. Смолл. Именно благодаря его вкладу началась институциализация университетской социологии.
Чикагская социологическая школа – это уникальное явление. Причем, она вызывает интерес не только у исследователей, которые заинтересованы в развитии социологической мысли, но и имеет значимость для развития социологии как академической дисциплины, ее утверждении именно в этом ключе. Основателем Чикагской школы социологии следует считать Р. Парка.
Итак, Чикагская социологическая школа – одна из первых и наиболее известных социологических школ. Она занимала доминирующее положение в наиболее значимый период развития американской социологии – в 1915-1935 годы. В целом, она оказала значительное влияние на развитие социологии во всем мире, поскольку ее направленность и ориентация на микроанализ сыграли важную роль в развитии мирового знания.
Наиболее значимый период развития чикагской школы – это активная деятельность так называемой большой четверки – В. Смолла, Дж. Винсента, Ч. Хендерсона и У. Томаса. Отличительными чертами творчества социологов данной школы были органичное соединение эмпирических исследований с теоретическими обобщениями. При этом главную роль для них все же играли эмпирические данные: исследователей больше интересовали конкретные факты, чем догадки и возможные предположения по тем или иным проблемам.
Так, в деятельности Чикагской школы следует выделить следующие черты:
- Развитие социальной деятельности отдельного человека или социальных общностей – направлено на практические решения наиболее актуальных социальных проблем, которые появились в связи с динамичной и ускоренной урбанизацией и индустриализацией;
- Появление в 1918 году совместного труда У. Томаса и Ф. Знанецкого, которые обозначили новый рубеж в развитии современной социологии: сделали акцент на том, что в США актуализировалась проблема миграционных потоков. Таким образом, перед человеком встала задача приспособиться (адаптироваться) к новым социальным и культурным условиям;
- Разработка социально-экологической теории Р. Парка и Э. Берджеса. Основные элементы этой теории – социальная мобильность, социально-экономический статус личности, маргинальная личность. Большое значение уделяли рассмотрению проблем девиантного поведения, отклонений в развитии личности, ее мироощущении и миропонимании.
Актуализация совершенно новых проблем обозначила новый этап развития социологической мысли. Таким образом, американская социология не только по-новому взглянула на наиболее значимые проблема, но и открыла возможности изучить новые направления в жизни человека. В целом, личность человека стала ключевой фигурой в исследованиях, их объектом. Авторы переключили внимание с макромира человека на его микромир: изучали проблемы бытового характера, рассматривали социально-психологическую составляющую, возможности организации трудового пространства, поскольку именно оно в большей степени отражало человеческий фактор. Благодаря разработкам американских социологов мы имеем большое количество новых работ, которые отражают реалии современного социума.